ИНТЕРНЕТ- НИИ «РАГИЯНАВТИКА» mailto:agarev2@mail.ru
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ РАГИЯНАВТИКОЙ
Агарёв
В.А., кандидат технических наук,
Академик Украинской академии оригинальных
идей,
Член
– корреспондент Международной славянской академии наук.
В октябре 2011 года исполняется 8 лет со дня создания сайта Интернет-НИИ «Рагиянавтика». За это время здесь опубликовано несколько десятков научных и научно-популярных статей, проектов, гипотез и изобретений, имеющих отношение к нарождающейся науке рагиянавтике - науке о преобразовании и использовании энергии географических течений глобального океанского конвейера для транспортировки несметных, экологически чистых природных и энергетических богатств мирового океана. Проводя сравнение космонавтики и рагиянавтики по принципу движения объектов, рагиянавтику можно назвать «космонавтикой для гидрокосмоса» или «космонавтикой для течений мирового океана». Главное отличие лишь в том, что в космонавтике аппараты движутся энергией топлива ракет, а в рагиянавтике для этого используется энергия течения океана, преобразуемая в концентраторе рагиядвижителя.
Способна ли рагиянавтика при комплексировании с другими науками помочь современному обществу в предотвращении потенциальных угроз и обеспечить ему устойчивое развитие на длительный период? Что может сделать современное общество для развития рагиянавтики? Каково значение государственных и общественных организаций в оценке проектов науки рагиянавтики, в подготовке предложений и консолидации научных сил при осуществлении проектов?
Ответы на эти вопросы, а также другие материалы, которые находятся на страницах сайта Интернет-НИИ «Рагиянавтика», взяты за основу предлагаемой концепции о доктрине развития и управления рагиянавтикой в интересах настоящего и будущего общества.
ЗАМЕТКИ К ДОКТРИНЕ РАГИЯНАВТИКИ МИРОВОГО ОКЕАНА
РАГИЯНАВТИКА,
ОБЩЕСТВО И УГРОЗЫ РАЗВИТИЮ
КАК
УСКОРИТЬ РОЖДЕНИЕ РАГИЯНАВТИКИ?
БЛИЖАЙШИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
РАГИЯНАВТИКА И ЕЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
К ЧЕМУ ДОЛЖНА
СТРЕМИТЬСЯ РАГИЯНАВТИКА?
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
МЕРЫ ДЛЯ РАГИЯНАВТИКИ
О ПЕРВЫХ ШАГАХ
УПРАВЛЕНИЯ РАГИЯНАВТИКОЙ
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
БАЗЕ РАГИЯАВТИКИ
ОБ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В РАГИЯНАВТИКЕ
ИНТЕГРАЦИЯ В
МИРОВУЮ РАГИЯНАВТИКУ
Исследование и
использование неисчерпаемых богатств мирового океана - область деятельности, в
которой заложены объективные закономерности глобального развития настоящего и
будущего человеческой цивилизации. Поднимаемая в статье тема только часть
большой общенаучной и мировоззренческой проблемы об условиях существования и
устойчивого развития высокоорганизованной цивилизации. Это означает, что
проблемы развития настоящего и будущего человеческого общества не могут быть
решены только методами и средствами какой-либо одной науки. Для этого
потребуется привлечение большого круга представителей различных научных
дисциплин, в том числе философских, географических, физических и многих других.
При публичном обсуждении темы следует принимать во внимание следующее обстоятельство. Каждый читатель имеет своё суждение о путях развития человеческого общества, но не каждый может и хочет освободиться от тысячелетних оков догматического и религиозного мышления. В этом случае дискуссии ограничиваются бесполезным обсуждением принципа: бог в своей бесконечной мудрости создал мир и что не дело людей задавать ему вопросы. Человек не имеет право обсуждать творения бога. Он должен смиренно принимать их и избегать пересмотра.
Дж. Б. Шоу в 1930 году, находясь в Лондоне при чествовании Альберта Эйнштейна, в своем выступлении сказал: «…Религия всегда права. Она разрешает все вопросы и, следовательно, снимает все вопросы в мире. Наука всегда оказывается неправа. Она никогда не решает вопроса, не поставив при этом десяток новых».
Поколения научно-технических творцов 20 века внесли достойный вклад в общечеловеческие усилия по исследованию и использованию космического пространства. На это было затрачено, начиная с момента запуска первого искусственного спутника Земли, около 600-650 млрд. долл. Не умаляя значения космонавтики для развития цивилизации, уместно напомнить, что Организация Объединенных Наций 21 век не случайно назвала веком освоения мирового океана. У человечества здесь накопилось много жизненно важных задач и проблем, для решения которых необходим широкий фронт НИР и ОКР в мировом океане. Промедление с открытием «второго фронта» в мировом океане может вызвать далеко идущие отрицательные последствия для мирового сообщества. Для ускорения начала этих работ необходимо провести объективный анализ дел по всем «морским направлениям», определить ближайшие и дальние цели, разработать программы действий для их достижения.
Предлагаемая концепция развития новой науки рагиянавтики может внести свой скромный вклад в дело разработки развернутого комплекса организационных, финансово-экономических и правовых мер и объединения заинтересованных сил в форсировании указанных работ в мировом океане. Данная концепция разработана на основании статей, проектов и изобретений Интернет-НИИ «Рагиянавтика», опубликованных в 2003-2005 г.г. Наиболее близко, поднимаемая в настоящей статье, тема освещена в статье «Научно-технический потенциал рагиянавтики и географии мирового океана». Со статьей можно познакомиться по адресу: potenz.htm .
Автор надеется, что при обсуждении многие положения и взгляды предлагаемой концепции останутся верными и найдут понимание и поддержку специалистов разных научных направлений науки и техники.
РАГИЯНАВТИКА, ОБЩЕСТВО И УГРОЗЫ РАЗВИТИЮ
Вступив в новое тысячелетие, мировое сообщество все более осознает необходимость решения ряда проблем, одни из которых могут существенно повысить качество жизни людей, а другие, напротив, представляют угрозу существованию цивилизации. Это загрязнение радиоактивными и высокотоксичными отходами; локальные и глобальные термоядерные катастрофы (около 20 стран имеют доступ к ядерному оружию, кроме СССР и США); истощение невосполнимых энергетических ресурсов и недопустимый уровень сокращения земель при их нерациональном использовании; изменение озонового слоя атмосферы; катастрофы техногенного характера; эпидемии; стихийные бедствия (землетрясения, ураганы, наводнения и т.д.).
По мнению многих ученых если эти негативные тенденции сохранятся, то планета окажется в критическом состоянии и катастрофа с невообразимыми последствиями возможна уже в первой трети XXI в. На конференции ООН в 1982 г., с участием 179 государств, было принято решение о необходимости разработки концепции и Программы ООН по переходу к устойчивому развитию человечества. Эта Программа обсуждалась в дальнейшем на сессии ООН в 1997 г. К сожалению, вопросам и проблемам комплексного использования таких наук как океанология, космонавтика, общая география, география мирового океана и других её направлений, при обсуждении актуальных задач развития цивилизации, необходимого внимания уделено не было. Налицо отсутствие единства в научном международном содружестве, необходимого для решения глобальных угроз. Бесспорно, что проблемы современного развития, обеспечения безопасности и устойчивого развития общества являются комплексными и требуют сбалансированного, синхронного развития многих взаимосвязанных научно-технических направлений в рамках выполнения каких-либо международных программ и проектов. В качестве таких программ и проектов могут быть рассмотрены программы и проекты рагиянавтики, связанные с освоением энергии течений глобального конвейера мирового океана для решения многих практических задач prog.htm.
Основным условием зарождения, становления и существования в обществе любой науки является общественная поддержка ее целей, задач и методов действий. Рагиянавтика наука комплексная так как её программы и проекты не мыслимы без участия других наук, а вместе с ними она создает новую сферу деятельности для людей, требующей использования научного потенциала прошлого, настоящего и будущего.
Поддержка науки обществом ускоряет её продвижение и сокращает путь к практической и эффективной деятельности. Однако процессы, связанные с признанием новой науки обществом, структурами власти и специалистами протекают не быстро. По опыту развития авиации, космонавтики и других наук, известно, что на такое признание уходят порой годы, десятилетия и даже столетия. Ускорению этого процесса для науки рагиянавтики способствовала бы активная деятельность научных и общественных организаций.
Для становления рагиянавтики полезно участие самых разных научно-общественных организаций, участвующих в развитии связей между государственными научно-техническими организациями и обществом. Они располагают опытом своих членов и могут использовать его в налаживании взаимопонимания по актуальным научным вопросам, например, освоения глубин, пространства и энергии океана, космоса, и могут организовать обмен идеями и предложениями по различным направлениям.
Существен вклад таких организаций и в установлении связей между специалистами смежных научных направлений на международном уровне. Проблема отношений «наука - общество» сложна, многогранна и она постоянно будет стоять перед людьми. Внимание к новым наукам постоянно возрастает в тех странах, где не увлекаются поиском, так называемых, общенациональных идей, а решают вопросы финансирования системы: образование – наука – производство и рассматривают её как главный объект экономической политики и единственный путь к достижению высокого уровня жизни и могущества государства.
Проекты и изобретения рагиянавтики по своим возможностям позволяют организовать упреждающую борьбу с причинами зарождения многих глобальных угроз. Один из способов такой борьбы с глобальными угрозами, рождающихся в мировом океане, рассмотрен в статье «О борьбе айсбергов с ураганами» cbu.htm. Здесь показан качественно новый подход к проблеме предотвращения глобальных угроз в мировом океане и практическому применению рагиянавтики в 21 веке.
Для реализации многочисленных проектов рагиянавтики могут быть привлечены десятки наиболее развитых в научно-техническом отношении стран и более 100 морских государств, активно участвующих в морской деятельности. К этим странам могут присоединиться и островные государства, омываемые течениями океанов, которые смогут решать национальные, экономические и социальные проблемы за счет использования своего преимущества в географическом положении и участия в испытаниях и эксплуатации первых изобретений и проектов рагиянавтики.
Рагиянавтика способна способствовать устойчивому развитию человечества в 21 веке по многим направлениям освоения мирового океана, подобно тому как это было сделано в 20 веке космонавтикой при освоении космического пространства. Технологии и проекты рагиянавтики, используя другие науки, позволят расширять глобальное информационное пространство в океане, изучать, осваивать и рационально использовать и транспортировать природные и энергетические ресурсы мирового океана, организовать постоянный экологический контроль и непрерывную борьбу с загрязнением всех океанов, используя караваны рагиядвижителей по географическим течениям океанов. Рагиянавтика в мировом океане может предложить технологии создания новых типов подводных рагияаппаратов и рагиядвижителей, которые могут быть использованы для контроля за исполнением различных международных договоров и соглашений, а также для фундаментальных научных и прикладных проблем, связанных с познанием мирового океана и вселенной.
Во многих государствах мира освоение новых научно-технических направлений поддерживается экономически и контролируется государственными структурами. Выполнение сложных проектов проводятся в соответствии с Государственными программами работ по новой технике и комплексному её освоению и использованию в интересах экономики, обороны, науки и международного сотрудничества.
Особое внимание проекты рагиянавтики заслуживают при разработках военных программах, согласованных с гражданскими программами двойного назначения, и предназначенных для защиты морских границ и территориальных вод в мировом океане методами и средствами, которые может дать эта наука.
Очевидно, что рагиянавтика, как и космонавтика, является дорогостоящей отраслью человеческой деятельности. Но расходы на неё, как и расходы на науку вообще, не могут быть обременительными. Оценивая расходы в СССР на космонавтику, можно предположить, что рагиянавтика на свое развитие также потребует не менее 1% стоимости валового национального продукта. Напомним, что на космонавтику было израсходовано 6.9 млрд. рублей, из них 1.7 — на космические средства хозяйственного и научного назначения, 1.3 — на системы многоразового использования и 3.9 — на информационные космические системы военного назначения и космодромы.
Первое представление об объектах рагиянавтики можно получить из научных и научно-популярных статей Интернет-НИИ «Рагиянавтика», на основании чего можно сделать вывод о том, что по сложности объекты рагиянавтики не уступают космическим объектам. Особенно это видно при сравнении проблем и трудностей, связанных со строительством космодромов на поверхности земли или океана и рагиядромов в глубинах океана. Что же касается эффективности проектов рагиянавтики, то её не всегда можно измерить денежными знаками. Многое зависит от приоритетов задач и целей, которые ставятся перед рагиянавтикой. С первыми прогнозными планами и набросками программ развития рагиянавтики, разработанных в Интернет-НИИ «Рагиянавтика», а также с основными этапами и результатами развития этой науки можно познакомиться на странице сайта: rez.htm. Рагиянавтика на первых предстоящих этапах, как и молодая космонавтика, сначала будет способна решать наиболее простые задачи. Это первые рагияобъекты и рагияаппараты, комплексы и системы различного назначения, в дальнейшем будут служить основой для разработки глобальных океанских группировок для экологического контроля, научных исследований, а также транспортировки грузов и айсбергов в океане. Среди них будут как обитаемые рагиякорабли, так и необитаемые автоматические рагияаппараты, управляемые постояннодействующими гироориентаторами и космическими средствами навигации. Для рагиякораблей потребуется создание различных рагиядвижителей как с единичными концентраторами энергии течений, достаточных для транспортировки набольших грузов и объектов, в том числе лодок для морских путешествий, так и рагиядвижителей с неограниченно наращиваемыми концентраторами энергии, способных осуществлять транспортировку исполинских грузов и караванов айсбергов. Испытания и эксплуатация рагиякораблей, очевидно потребует создания и соответствующей мощности космической, морской и наземной инфраструктуры — рагиядромы, специализированные центры космической навигации и управления движением рагияобъектов и обмена информации между ними.
К сожалению, в последние годы в странах СНГ, после распада СССР, финансирование науки повсюду уменьшилось в 10-15 и более раз. При этом значительная часть созданного ранее научно-технического потенциала не востребуется или утрачена. В этих условиях практичнее рассчитывать на возможности объединения проектов рагиянавтики с проектами космонавтики, географии мирового океана и других проектов, в рамках крупных международных проектов.
В современных условиях, по мнению многих специалистов, важнейшей задачей для науки и техники стран СНГ является такое преобразование их структуры, которое позволило бы наиболее полно использовать не устаревшие разработки, а принципиально новые изобретения и технологии. Этот путь быстрее приводит к достижениям уровня развитых стран и условиям выхода на мировой рынок перспективной техники и услуг. Такую задачу можно решать при освоении и развитии рагиянавтики и создании на её основе целой отрасли рагиястроения.
Решение принципиально новых задач возродит активную деятельность научных и производственных центров многих направлений науки и техники. Будут востребованы сохранившиеся, но не загруженные заказами, научные центры Академий стран СНГ. Для фундаментальных и прикладных исследований проблем рагиянавтики и рагиястроения потребуется использование по новому назначению многих разработанных, но не востребованных технологий и изобретений ракетостроения, авиации, морского судостроения и океанологии, а также точного приборостроения. Сроки осуществления проектов рагиянавтики, очевидно, будут определяться степенью их проработанности и уровнем финансирования.
КАК УСКОРИТЬ РОЖДЕНИЕ РАГИЯНАВТИКИ?
Наука рагиянавтика — это новая и передовая область научно-технического и социального прогресса, необходимая для решения жизненно важных задач и проблем экономики, науки, обороны и международного сотрудничества. Осуществление проектов рагиянавтики потребует объединения, координации и усилий многих государственных служб, коммерческих структур, общественных институтов в поисках эффективных путей решения проблем общества и создания индустрии рагиястроения.
С целью ускорения рождения и освоения науки рагиянавтики необходимо, как и в начале 20 века при рождении космонавтики, создание общественных организаций и школ по рагиянавтике, отдача от которых, при благоприятном к ним отношении, очень высока. Академии наук, научные центры при ВУЗах и НИИ своими силами смогут выполнять многие ОКР и НИР в полном объеме классификации будущих изобретений рагиянавтики. С классификацией будущих изобретений рагиянавтики можно познакомиться по адресу: ko1.htm. В результате этого будет обеспечен повышенный уровень подготовки будущих специалистов и экспертов по проблемам рагиянавтики, а также по соответствующим проектам и программам международного сотрудничества.
БЛИЖАЙШИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
1. Деятельность по освоению мирового океана и ближнего космоса, несомненно, будет занимать главную страницу экономического бюджета развитых стран так как это свидетельствует о влиянии на многие процессы глобальной интеграции стран и на определение их роли и места в мировом сообществе. Поэтому новые технологии и изобретения рагиянавтики будут востребованы на мировом рынке наукоемкой продукции. Первые государства, «заметившие» достоинства этой науки, будут лидерами в этой технической и экономической отрасли знаний. Лидеры, как известно, играю ведущие роли в международном сотрудничестве и партнерстве, в науке и технике, образовании и культуре, на рынке новых товаров и услуг. Они будут первыми на этой научно-технологической базе устанавливать свои национальные приоритеты и стандарты, обеспечивающие им положение законодателя важных инициатив, определять сроки достижения основных целей цивилизации, управлять международными средствами и программами, а также контролировать их выполнение.
2. Развитие рагиянавтики и реализация её проектов позволит создать миллионы рабочих мест для специалистов, что благоприятно скажется на социально-экономическом климате в обществе. В случае признания предлагаемой концепции развития рагиянавтики большой бизнес пойдет на долговременное вложение капиталов в крупные программы и проекты.
3. Средства массовой информации могут кардинально повлиять на ускорение развития рагиянавтики, освещая её перспективные проекты и достижения, а также привлекая внимание общества на положительное влияние этой науки на решение многих проблем: политических, экономических, социальных, правовых и образовательных. Сейчас в СМИ больше места занимают представители различных лженаук и религий. В меньшей степени приглашаются специалисты и научные журналисты, понимающие суть актуальных проблем развития современного общества.
4. Переподготовка кадров, улучшение программ и условий для образования. В связи с тем, что в наукоемких отраслях промышленности резко сокращено финансирование, численность специалистов в этих отраслях уменьшилась в несколько раз. Происходит отток молодых специалистов в сферу коммерческой деятельности и за рубеж. Инженерный труд в обществе перестал быть престижным. Молодежь не имеет элементарных знаний о мореплавании, космонавтике и астрономии. Программы образования, во многих случаях, отслеживают не последние достижения науки и техники, а наполняются содержанием лженаук и религиозным дурманом. Нарушена система переподготовки специалистов для современных направлений науки и техники. Создалось положение, когда работать в науке, промышленности и современных лабораториях становится невыгодно, невозможно и просто некому.
5. Общественные организации при поддержке государства (морские школы, аэроклубы, школы космонавтики и астрономии, общества знаний и научные группы по различным отраслям знаний) во все времена не оставались в стороне при освоении новых наук. Они первыми подключались к обсуждению программ, проектов и изобретений по новым научным разработкам, используя накопленный научно-технический и интеллектуальный потенциал. В настоящее время эти возможности общественных организаций, в том числе опыт невостребованных специалистов, необходимо использовать при освоении и продвижении науки рагиянавтики.
РАГИЯНАВТИКА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Рагиянавтика - это совокупность научных знаний, технических средств и промышленных структур, направленных на создание рагияобъектов, в том числе рагиятранспорта, в мировом океане для решения практических задач за счет бесплатной энергии географических течений глобального океанского конвейера.
Важными партнерами рагиянавтики следует рассматривать гуманитарные науки и общественные институты, с помощью которых решаются проблемы экономики рагиястроения, правового регулирования при использовании рагияобъектов в мировом океане, а также осуществляется философское, художественное и мировоззренческое осмысление развития рагиянавтики и её влияния на цивилизацию.
Рагиянавтика по своей природе наука интернациональная и географическая. Ее освоение и прогресс ведет к повышению качества жизни людей, к интеграционным процессам и формированию нового глобального мировоззрения. Побудительными мотивами людей при освоении рагиянавтики являются: стремление расширить границы деятельности в мировом океане и стремление к его познанию. Многие программы рагиянавтики имеют в своей основе именно эти побудительные мотивы.
Стремление расширить сферу деятельности в мировом океане отражается на формировании большинства программ, осуществляемых как из престижных так и экономических соображений, таких, как программа создания рагиядвижителей, способных осуществлять транспортировку исполинских грузов и айсбергов в мировом океане или программы постояннодействующих экологических рагияаппаратов, способных длительное время очищать от загрязнений течения глобального океанского конвейера. Второй мотив также имеет существенное влияние на выбор и характер фундаментальных научно-исследовательских программ.
Для крупномасштабных научных проектов рагиянавтики свойственно слияние различных мотиваций, а также наличие тесной связи между фундаментальными и прикладными задачами.
С помощью объектов рагиянавтики, которые используют для транспортировки грузов энергию океанских течений или преобразуют эту энергию в энергию электрическую, возможно решать самые различные задачи: общечеловеческие и национальные, познавательные и хозяйственные, технические и гуманитарные.
Невозможно развитие цивилизации при использовании лишь поверхностного слоя мирового океана. Ограничивая сферу присутствия и деятельности человека на Земле, цивилизация уже столкнулась с проблемой истощения природных и энергетических ресурсов, а также с проблемами глобального экологического кризиса.
Стабилизация экологической ситуации без использования дополнительного пространства мирового океана и его неисчерпаемых природных и энергетических ресурсов невозможна, так как для сохранения даже существующего уровня производства, при значительном ужесточении экологических ограничений, необходимы дополнительные затраты, которые, в свою очередь, дестабилизируют экологическую ситуацию. Единственная альтернатива широкому использованию мирового океана для снижения, промышленного воздействия на окружающую среду — сокращение потребления, резкое снижение промышленного производства, жесткие ограничения рождаемости. Но такой путь диктует изменение характера цивилизации и «переделку» человечества, что весьма и весьма, проблематично. Без рагиянавтики цивилизация будет продолжать транспортировку грузов в океанах традиционными средствами, ускоряя тем самым приближение глобальной катастрофы и конец своей жизни.
Расширение границ деятельности человека и рагияобъектов в мировом океане требует все более сложных информационных и энергонасыщенных технических средств. Создание и эксплуатация рагиятехники в мировом океане, изучение океанских течений и дна океанов объективно приводят к новым научным и технологическим прорывам, ускоряют научно-технический прогресс.
Рагиянавтика служит испытательным полигоном для научно-технической методологии в экстремальных условиях. Получив опыт эксплуатации подводных рагияаппаратов на предельных режимах, можно использовать эти средства для решения практических задач, в том числе аварийно-спасательных. Развитие рагиянавтики связано с повышением степени безопасности человечества, в частности с созданием систем глобального экологического глубоководного мониторинга в мировом океане, а также систем предупреждения и защиты от стихийных бедствий.
Актуальнейшей социальной функцией таких наук как рагиянавтика является формирование мировоззрения, с которым человек осознает себя членом цивилизации, способной своим научно-техническим потенциалом, а не молитвами в золоченых храмах, предотвратить любые глобальные угрозы.
Средства наблюдения из космоса, соединенные с глубоководными рагияобъектами – важный дополнительный компонент международной стабильности и системы контроля за исполнением договоров по экологической безопасности в мировом океане.
Рагиянавтика в 21 веке станет существенной частью хозяйственной инфраструктуры в мировом океане для сотен государств. На основе плавучих рагияобъектов будут созданы различные по классу системы дистанционного глубоководного зондирования глубин и дна океана. На дне океанов рагияроботы, преобразующие энергию океанских течений в электрическую, примут активное участие в работе глубоководных промышленных объектов. Сформируется многомиллиардный международный рынок, на котором объекты и услуги рагиянавтики займут важное место.
К ЧЕМУ ДОЛЖНА СТРЕМИТЬСЯ
РАГИЯНАВТИКА?
Рагиянавтика, как когда-то авиация, флот и космонавтика, способна продемонстрировать значительные успехи страны как в национальном, так и в мировом масштабе. Поэтому важно с начала её становления учесть факторы, которые будут отражаться на её развитии. Основные из них:
- рациональное распределение функций управления всей деятельностью рагиянавтики без межрегионального, без
межотраслевого и без межведомственного произвола, монополизма и разобщенности;
- наличие полномочного координационного органа, например, межотраслевой научно-технический совет по рагиянавтике;
- наличие механизма регулирования баланса интересов предприятий и организаций при использования результатов, полученных от проектов рагиянавтики.
Существующие органы координации, например, при Академиях наук не имеют необходимого влияния и поэтому бездействуют, что не может не сказаться на качестве решений по программам и работе механизмов контроля за общим положением в науке.
Известную роль играют решения, связанные с отношениями собственности и справедливым распределением доходов, получаемых в результате коммерциализации программ. Неурегулированность этих отношений приводит к снижению инициативы и тормозит развитие любой науки.
Рагиянавтика, главным объектом которой являются мировой океан и его течения в глобальном океанском конвейере, объективно должна рассматриваться и быть изначально частью мировой рагиянавтикой. Поэтому важно с самого начала эффективно взаимодействовать в международных проектах, связанных с наукой рагиянавтикой.
Большой вред науке приносит лжеинформационная политика. Из опыта прошлого следует, что режим необоснованной секретности тормозил развитие коммерческого использования полученных научных результатов, а также международное сотрудничество и научное разделение труда. Отсутствие информации или, наоборот, необъективное информирование общества о результатах испытаний объектов в экстремальных условиях космоса или мирового океана, когда скрываются трудности и поражения, приводит к тому, что история науки и техники не достойно отражаются в литературе, в искусстве. В конечном счете, это ведет к падению престижа научной деятельности. Эти и другие факторы, влияющие на развитие науки, должны быть учтены при прогнозировании перспектив развития рагиянавтики.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
МЕРЫ ДЛЯ РАГИЯНАВТИКИ
История полна свидетельствами того как, из-за проволочек и неправильной оценки перспектив развития направлений науки и техники государства терпели невосполнимые убытки. В связи с этим для рагиянавтики необходимо создать экономическую и юридическую основу, поднять её престиж и уровень информированности в обществе, что обеспечит внимание и поддержку проектов и изобретений.
Из главных организационных мер для рагиянавтики, на данном этапе, можно назвать:
- создание системы общественных институтов для формулирования и обсуждения перспективных и текущих целей рагиянавтики;
- поиск необходимых технических и финансовых средств для разработки и публикации проспектов, программ и проектов рагиянавтики;
- объективное обсуждение и оценка результатов первых проектов и изобретений рагиянавтики.
Исторический опыт освоения изобретений и технологий показывает, что важная роль по инициированию первых проектов принадлежит государственным органам, которые организуют обсуждение и рассмотрение специалистами и общественностью наболевших проблем, а также анализ самых разных научно-технических предложений.
О ПЕРВЫХ ШАГАХ УПРАВЛЕНИЯ РАГИЯНАВТИКОЙ
Каким может быть механизм управления наукой рагиянавтикой? Не претендуя ни на оригинальность, ни на истину в последней инстанции, в качестве «образца» для науки рагиянавтики можно взять схему организации космической деятельности в развитых странах.
Первый шаг: обсуждение, решение и передача права принятия определяющих решений по рагиянавтике высшим законодательным и исполнительным органам, а также создание первой организации по рагиянавтике. Это обеспечит признание науки, ответственность за её развитие и контроль за выделением и распределением средств.
Второй шаг: формирование решения по основам государственной политики в области рагиянавтики и приоритетности выполнении её первых программ.
Третий шаг: разработка предложений по финансированию программы развития рагиянавтики, а также по руководству этой программой и организациями.
Четвертый шаг: Разработка и утверждение Государственной Программы и Бюджета по Рагиянавтике.
По мере развития рагиянавтики и роста её влияния на политику и экономику страны возникнет необходимость создания других органов, комитетов и организаций. Одной из сложных задач развития рагиянавтики будет разделение по принципам организации управления таких основных программ как: гражданские программы рагиянавтики, программы рагиянавтики Министерства обороны, научные и коммерческие программы рагиянавтики. Тесное переплетение этих программ, учитывая их разные статус, цели, финансирование, делает эту задачу очень трудной. Вариант схемы управления рагиянавтикой представлен на рисунке.
Рагиянавтике, как и другим наукам, требуется разработка экономической модели, приспособленной к производству наукоемкой продукции и условиям рынка. При разработке такой моделей следует учитывать такие факторы:
- тесная связь фундаментальных исследований с опытно-конструкторскими работами, с производством и эксплуатацией рагияаппаратов;
- высокая стоимость работ, связанная с уровнем сложности разработки проекта и испытаний;
- сложность производства рагияаппаратов, технологического оборудования и аппаратуры, при постоянном их обновлении;
- влияние политико-экономических ситуаций при осуществлении проектов рагиянавтики в мировом океане.
Экономическая модель рагиянавтики должна учитывать характер источника финансирования всех стадий технологического цикла, а также условия выхода продукции на мировой рынок. Продуманный переход от госбюджетного стартового финансирования к коммерциализации проектов может дать значительный экономический эффект. Размеры государственного финансирования проектов определяются характером программ и степенью отработанности используемых технологии. Чем эффективнее будут, в коммерческом смысле, программы тем меньше участия в их финансировании может принимать государство. При равенстве дохода от проекта с расходами на него, деятельность по проекту может быть передана самостоятельным хозяйственным субъектам. Доходы государства на авансированные средства в этом случае образуются через налоги и арендную плату за использование государственной собственности.
Необходимо также учитывать, что проекты рагиянавтики будут обладать большим научно-техническим и экономическим потенциалом интеллектуальной собственности за счет использования предыдущих научных разработок и изобретений по новому назначению. Однако этот потенциал может быть реализован только в условиях рациональных правовых взаимоотношений между государством или частным предприятием, финансирующие научные разработки, и авторами или коллективом специалистов, умом которых создается тот или иной объект рагиянавтики. Автор изобретения или "ноу-хау", сделанных в ходе осуществления проектов рагиянавтики, должен получить право распоряжаться своей интеллектуальной собственностью либо контролировать его использование государством на договорной основе.
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЕ РАГИЯАВТИКИ
Идеи, проекты или изобретения в обществе могут быть осуществлены либо с помощью директивных указаний либо с помощью нормативных актов. Первое характерно для авторитарных систем. Второе характеризует демократические системы.
В правовом государстве деятельность и инициативы занятых в науке и технике специалистов немыслимы без разработки и принятия соответствующего законодательства. Так было при осуществлении проектов в области космонавтики так должно быть и при осуществлении проектов рагиянавтики, стержнем которой является известный, но мало исследованный, глобальный конвейер океанских течений. В целом в законодательстве по рагиянавтике должны отражаться все те организационные и экономические мероприятия, о которых говорилось выше. Здесь должны найти отражение:
- вопросы правового регулирования деятельности, связанной с созданием и использованием рагияобъектов и имеющие стратегическое значение;
- методы регулирования международных споров, отношений при использовании течений мирового океана, которые не признают границ;
- наличие ряда международно-правовых актов, регулирующих деятельность по использованию энергии течений мирового океана в глобальных
проектах;
- наличие законодательства по рагиянавтике в других морских государствах.
В законах, регулирующих деятельность по рагиянавтике, должны быть установлены следующие основные принципы:
- принцип свободного исследования и использования энергии любых морских и океанских течений на благо всего человечества;
- принцип неприсвоения участков океанских течений, находящихся в территориальных водах морских государств;
- принцип международного сотрудничества и взаимной помощи в области испытаний и эксплуатации рагияобъектов;
- принцип ответственности государства за национальную деятельность по программам рагиянавтики;
- принцип мирного использования рагиятехнологий в мировом океане.
В законодательном порядке должны быть установлены государственные органы, отвечающие за разработку национальной программы по рагиянавтике, за контроль установленным требованиям при её выполнении. Необходима регламентация деятельности этих органов, разграничение их компетенции и ответственности, четкое решение процедурных вопросов. Кроме этого должна быть установлена ответственность за причиненный ущерб, а также за неблагоприятные экологические последствия от испытаний и эксплуатации рагияобъектов, аварий и гибели рагияаппаратов или их составных частей и т. п.
Должны быть разработаны законы и о правовом регулировании при коммерческом использовании объектов рагиянавтики. Например, могут быть приняты:
- Закон о коммерческих рагияаппаратах для научных исследований или экологического назначения;
- Закон о коммерческом использовании рагиядвижителей с неограниченно наращиваемыми концентраторами энергии для транспортировки исполинских грузов, в том числе айсбергов;
- Закон о страховании рагияобъектов и лиц, обслуживающих их, во время испытаний и эксплуатации.
В законодательстве по рагиянавтике также могут быть отражены вопросы коммерциализации отдельных проектов. Эта задача возникнет при выходе объектов рагиянавтики на рынок, когда потребуется защита экономических интересов и интеллектуальной собственности.
ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В РАГИЯНАВТИКЕ
Раньше упоминалось о вреде чрезмерной секретности в области науки и технике. При освоении и продвижении проектов рагиянавтики, необходимо обществу сообщать, возможно, более полную информацию. Например, об организационных структурах и направлениях развития науки, об объемах финансирования проектов, о производственном потенциале и острых проблемах разработки рагияаппаратов, а также о ходе испытаний рагиякораблей, о программах, связанных с поиском айсбергов и их транспортировкой. Можно также без ущерба сообщать общественности о характере проведенных фундаментальных и прикладных исследований, о проблемах и неудачах, без которых открытий в науке не бывает. К проблеме информационной политики можно отнести и организацию различных публикаций по вопросам рагиянавтики. Хороших результатов в этом направлении следует ожидать от сотрудничества со средствами массовой информации, а также от издания печатной продукции по рагиянавтике для специалистов и широких слоев общественности.
Важнейшую роль в развитии науки играет образование. Движение вперед невозможно без подготовки специалистов, способных создавать новые, более сложные образцы техники и технологий, вести фундаментальные исследования. Рагиянавтика, как уже отмечалось, является комплексной наукой. При осуществлении её проектов придется использовать множество взаимосвязанных научных дисциплин. В связи с этим, разработка проектов и изобретений рагиянавтики требуют отбора и подготовки способной молодежи, ориентированной на романтику исследований и испытаний в различных условиях, в том числе, экстремальных.
Вопросом большой важности является подготовка специалистов по рагиянавтике, способных принимать активное участие в разработках и осуществлении международных проектах. Современное образование в рагиянавтике - это повышение уровня знаний в обществе о целях и задачах рагиянавтики. Здесь велика роль прессы, телевидения и радиопрограмм.
Государству выгодно вкладывать средства в образование специалистов по новым направлениям науки техники. На развитие рагиянавтики деньги будут вкладывать и коммерческие организации, и различные фонды. Эти средства должны быть освобождены от налогов, что дополнительно заинтересует и привлечет международные фонды.
ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВУЮ РАГИЯНАВТИКУ
Международное сотрудничество в рагиянавтике объективно необходимо, поскольку, масштабы и задачи этого направления науки и техники соразмерны общим потребностям цивилизации. Рагиянавтика неразрывно связанна с географией мирового океана, океанавтикой, космонавтикой и другими научно-техническими направлениям и по масштабам задач является планетарной. Её многие проекты требуют гигантской концентрации усилий и средств, которые могут дать международные кооперации и международное разделение труда. При развитии рагиянавтики полезно учесть мировой опыт международного сотрудничества в области освоения космического пространства. Широко известна практика США, которые вовлекают другие страны в свои национальные программы, оставаясь их лидерами. Иностранные участники довольствуются ролью исполнителей отдельных проектов. Зарубежные участники, вкладывают в совместные программы свой финансовый и интеллектуальный потенциал на выгодных условиях по использованию конечного результата после выполнения проекта.
По-другому организовано научно-техническое сотрудничество между странами Европейского Союза, например, в космических программах. Здесь каждая страна участвует в программах, в которых она заинтересована, на договорных началах. При этом участие, в управлении международным проектом и в использовании полученных результатов определяется финансовым вкладом каждого государства в проект. Здесь также важно, что в процессе сотрудничества осуществляется безусловная охрана авторских, прав каждого специалиста на созданный им интеллектуальный продукт.
Программы международного сотрудничества использовались и в СССР в рамках «Интеркосмоса». Большого внимания заслуживает опыт международных космических организаций, основывающихся на коммерческих принципах, таких как INNARSAT и др. Здесь принципы построения и организации деятельности позволяют наилучшим образом сочетать интересы разных стран в использовании космоса для решения практических задач. Как положительный пример следует рассматривать международную организацию глобальной спутниковой связи INTELSAT.
Анализ этих и других программ сотрудничества в области освоения новых направлений науки и техники позволяет выделить такие рекомендации, которые необходимо учитывать при разработках программ по рагиянавтике.
1. Программа должна быть такой, чтобы интересы ведомств и организаций совпадали с интересами государства и общества.
2. В программе необходимо указать условия, в том числе политико-экономические, при которых она может быть выполнена.
3. Программа должна опираться на научно-обоснованную концепцию, обеспеченной законодательной поддержкой.
4. Программа должна быть опубликована для широкой общественности и специалистов.
На первом этапе становления рагиянавтики главной задачей её сторонников следует считать: обеспечить признание среди специалистов, что такая наука объективно существует и необходима для повышения уровня современной и будущей цивилизации. Исходя из этого и тех подходов, о которых говорилось выше, попытаемся сформулировать основные задачи рагиянавтики на первом этапе её становления и развития:
1. Широкое распространение знаний о рагиянавтике и установление более тесных связей её сторонников с обществом.
2. Разработка способов и устройств рагиянавтики, применяющих известные изобретения и технологий по новому назначению, для решения практических задач за счет преобразования и использования энергии течений мирового океана.
3. Создание первых общественных и государственных структур для рагиянавтики, способных разработать и осуществить первые демонстрационные проекты.
При определении целей и задач необходимо учитывать, что пока статус рагиянавтики как науки не будет определен, работа будет связана с большими трудностями. Для решения насущных проблем рагиянавтики приоритетное значение должно быть придано коммерциализации первых программ и проектов. Рагиянавтику, в определенном смысле, можно назвать "космонавтикой для завоевания пространства в мировом океане", где для движения аппаратов используется не энергия ракетного топлива, а энергия течений океанского конвейера, преобразуемая концентраторами рагиядвижителя. Нет сомнения, что привлечение внимания общества к «космонавтике для мирового океана" не будет быстрым и легким. Однако есть ряд факторов, которые позволяют надеяться на скорое признание её обществом. Вот некоторые из них:
- высокий потенциал невостребованных специалистов многих направлений науки и техники, способных использовать свои знания по новому назначению для задач рагиянавтики;
- наличие специалистов, признающих важность проблем освоения ресурсов мирового океана и объективно заинтересованных в официальном признании рагиянавтики, предлагающей свой путь решения указанных проблем;
- наличие возможности использования специалистами положительного и негативного опыта, полученного при "реформах" в СССР;
- возможность использования опыта управления космической деятельностью, который можно усовершенствовать при освоении и развитии науки рагиянавтики.
Предлагаемую концепцию развития рагиянавтики
целесообразно широкого обсудить в обществе и в средствах массовой информации.
Результаты обсуждения послужат основанием для
рассмотрения концепции различными заинтересованными организациями и
должностными лицами. При обсуждении концепции необходимо:
- отразить важность освоения науки
рагиянавтики для устойчивого развития общества;
- поддержать создание необходимых условий для
становления рагиянавтики (финансирование, материально-техническое обеспечение,
кадровая политика, коррекция программ в образовании и воспитании молодежи, а
также представление проектов рагиянавтики в средствах массовой информации и
культуры).
Автор с благодарностью примет от
читателей все предложения и мнения о науке рагиянавтике.
Приглашаем к сотрудничеству! prigl.htm
Для
приобретения первого в мире сборника «Рагиянавтика-наука 21 века»
необходимо
сделать заказ по адресу: mailto:agarev2@mail.ru
В заказе указать: 1.
ФИО или организацию. 2. Почтовый адрес с индексом. 3. Телефон для подтверждения
заказа.
Диск высылается наложенным
платежом на Ваше почтовое отделение.