Очевидные и невероятные ЗАДАЧИ РАГИЯНАВТИКИ htm
Задача 1. О торможении и силах, действующих на айсберг при
транспортировке htm
Задача 2. О
принципе Ферма (принцип минимального времени распространения света)
в системах навигации и управления движением
рагиядвижителя и айсберга htm
Задача 3. О маршрутах транспортировки айсбергов в мировом океане htm
Задача 4. Способ разработки айсберга для транспортировки его
продукции htm
Задача 5. О Принципе
использования в океане гидростатического
давления и
других видов энергии для силовых устройств объектов рагиянавтики htm
Задача 6. Определение
тяговых сил будущих рагиядвижителей
для
транспортировки грузов и айсбергов в мировом океане htm
Задача
7. Электростанция для океана на основе рагиядвижителей htm
Задача 8. Использование уголковых отражателей в
задачах рагиянавтики htm
Задача 9. О требованиях к системе управления первого рагиядвижителя htm
Задача 10. О горизонтальном движении рагиякорабля в океанском течении htm
Задача
11. О вертикальных и
поперечных движениях рагиякорабля в океанском течении
Агарёв В.А., к.т. н., академик УАОИ, чл. корр. МСАН
Введение
Существует три типа подводных транспортных
средств: подводные лодки традиционного типа, батискафы и малотоннажне
беспоплавковые подводные аппараты. Они различаются по способу обеспечения
плавучести. В подводных лодках плавучесть обеспчивается за счет прочного
корпуса. Энергетическая установка располагается внутри него. У батискафов,
предназначенных для больших глубин, подъемная сила создается поплавками,
заполненных, например, бензином. У малых подводных беспоплавковых аппаратов
энергетическая установка находится снаружи прочного корпуса, а дополнительная
подъемная сила может быть получена за счет легковесных наполнителей и
дифферентовочной цисцерны.
Наука рагиянавтика позволяет создать новый тип
разнообразных транспортных аппаратов, отличающихся от известных транспортных
средств использованием экологически чистых рагиядвижителей, мощность которых
может обеспечить транспортировку как малых, так и исполинских грузов и
айсбергов. Единичные и неограниченно наращиваемые концентраторы энергии таких
рагиядвижителей способны преобразовать и использовать, для решения
многочисленных задач, практически неисчерпаемую, энергию океанских течений. С
классификацией таких устройств, которые найдут широкое использование в 21
веке, можно познакомиться на страничке
по адресу: htm.
Рассматривая возможности таких аппаратов и
их конструкции, возникает необходимость в изобретениях таких же экологически
чистых способов и устройств, позволяющих управлять положением рагияобъекта,
например, путем угловых поворотов концентраторов его рагиядвижителя
относительно стержня океанского течения. Для управления движением рагияобъектов
можно использовать так же и другие гидродинамические силы, например, силы,
наблюдаемые при эффекте Магнуса [2].
Постановка задачи.
Как в задаче №10 для горизонтального движения подводного объекта предположим, что при вертикальном движении тела, полностью погруженного в воде, оказываемое сопротивление пропорционально квадрату скорости. В задаче, рисунок справа, рассматривается погружение сферического корпуса рагиякорабля с нулевой плавучестью. Сила тяжести корпуса рагиякорабля равна выталкивающей силе Архимеда. Погружение объекта обеспечивается вертикальной составляющей силы тяги F , создаваемой углом поворота рулевых концентраторов рагиядвижителя. В задаче речь идёт о погружении объекта с учетом гидродинамических сил, которые могут возникнуть на разных участках со скоростью течений V1 и V2. Путь погружения рагияобъекта в стержне океанского течения разобьем на последовательные участки, как это показано на рисунке. За нулевой отсчет взят момент погружения объекта на первом участке. Последовательно рассмотрим и исследуем законы для вертикального движения рагияобъекта на указанных участках погружения. Введем обозначения:
время - t; пройденный телом путь погружения – S; скорость погружения - ; ускорение при погружении - ; сопротивление воды при погружении объекта – , направленное против движения; постоянный коэффициент - k, зависящий от конструкции рагияобъекта; масса рагияобъекта - m; вертикальная составляющая силы тяги рагиядвижителя – F; дополнителные силы, действующие на подводный объект при погружении – f.
Решение задачи. Для первого участка погружения уравнение движения рагияобъекта может быть записано в виде:
Для нулевых начальных условий уравнение может быть переписано в
виде:
Полагая
, имеем , а после
интегрирования находим:.
При нулевых
начальных условиях . Таким
образом, . Откуда
следует:, где
После замены обозначений, для определения глубины
погружения на первом участке S1 , следует записать
уравнение:
Интегрируя это уравнение, определим глубину погружения по
формуле:
.
При начальных значениях t = 0 и S=0, находим . Таким
образом, закон движения рагияобъекта при погружении на первом участке течения
описывается формулой:
Скорость рагиякорабля, приближаясь к своему
предельному значению, может быть вычислена по формуле:
Здесь, как и при парашютных прыжках, предел
скорости погружения объекта определяется соответствующими формулами:
; , так
как .
Уравнения первого участка погружения (для силы F) могут быть использованы и для других участков перемещения
рассматриваемого объекта, когда действуют силы F + f (участок после отметки S1) или F – f (участок
после отметки S2).
Анализ этих уравнений, а также уравнений для горизонтального движения,
показывает, что во многих случаях
выбранная математическая модель может быть использована для изучения
законов движения подводного аппарата в стержне течения. Конкретные же формулы
для расчетов параметров движений объектов будут отличаться значениями сил и коэффициентов и природой их
происхождения.
Рассмотрим особенности
погружении рагияобъекта на других участках стержня океанского течения и
характер дополнительных сил f, которые
могут возникнуть при этом. Особого внимания требуют участки движения,
граничащие с центральным стержнем течения, где скорость течения может сильно
изменяться в пределах глубин соизмеримых с геометрическими размерами
рагияобъекта. На рисунке справа показано, что в стержне течения Ломоносова
скорость движения потока воды может изменится в пределах глубин (45-60) м. и,
следовательно, на рагиякорабль с диаметром не более (10-15) м. на этой глубине
будут оказывать существенное влияние гидродинамические силы. Эти силы, подобные
аэродинамическим, возникают при взаимодействии потоков течения с поверхностями
элементов конструкции рагиядвижителя: концентраторы различной формы,
стабилизаторы и «крылья», а также другие узлы и детали объекта. К этим силам
следует отнести и силы, появляющиеся при эффекте Магнуса. Они широко известны в
физике и могут быть использованы для линейных и угловых движений рагиякорабля в
стержне океанского течения. Заметим, что эти силы, возникающие при вращении тел
сферической или цилиндрической формы не получили в воздушной среде широкого
технического применения. Однако, в рагиянавтике, учитывая высокую плотность
морской воды и более стабильное поведение течений по сравнению с воздушными потоками, эти силы,
могут быть востребованы для управления движением рагияобъектов. На рисунках
справа и слева (вид спереди) показан один из будущих подводных рагиякораблей,
движения которого, в стержне океанского течения, могут выполняться за счет сил
Магнуса от вращающихся цилиндров, установленных на сферическом корпусе.
Гидродинамические
силы, воздействующие на объекты в океанском течении, могут существенно
оказывать влияние на характер их движения.
Расчеты показывают, что на объект
радиусом
Заключение
Сравнительный
анализ уравнений вертикального движения подводного объекта, находящегося в
стержне океанского течения, а также уравнений для горизонтального движения,
показывает, что используемая математическая модель во многих случаях может быть
применима для изучения законов движения подводного аппарата в стержне
океанского течения. Конкретные формулы для расчетов параметров движений таких
объектов будут отличаться значениями гидродинамических сил и коэффициентов и
физической природой их происхождения.
Полученные
в задачах №10 и №11 формулы могут быть использованы при разработке методик и
оценок параметров движений в океанских
течениях первых подводных аппаратов с рагиядвижителями.
Результаты решения задачи полезны при анализе и выборе
конструктивных и изобретательских решений в процессе разработки опытных
образцов рагиядвижителей и рагиякораблей.
Для ускорения внедрения проектов Интернет-НИИ «Рагиянавтика»
необходимы усилия и условия для обсуждения и реализации рекомендаций, изложенных
в концепции развития и управления рагиянавтикой, представленной по адресу htm.
Информация для размышления.
Одним из первых исследователей морских течений был русский
флотоводец и ученый С. Макаров. В 1878 году после русско-турецкой войны в
узком, похожем на реку проливе Босфор на якоре
стоял небольшой военный корабль «Тамань». Молодой капитан С. Макаров
наблюдал, как мимо корабля из Черного моря в Мраморное проплывают обрывки
водорослей и щепки. От турецких рыбаков он знал, что их сети, поставленные в
Босфоре, часто по неизвестным причинам заносило в Черное море. После
неоднократных раздумий он сделал заключение, что на глубине пролива находится
противотечение.
Для проверки своего заключения С. Макаров создал простое
приспособление. В Босфоре на корабельной шлюпке, он опускал за борт тяжелый
дубовый бочонок - анкерок, в котором держали запас пресной воды, («анкер»
называли «якорь»). Бочонок, оправдывая свое название, медленно тонул и
разматывал привязанный к нему трос. Шлюпку сначала эксперимента, как и щепки,
постепенно сносило в сторону Мраморного моря. Однако вскоре её движение
замедлялось и остановилось. Она стала двигаться в обратном направлении. С.
Макаров убедился, что затопленный анкерок, попав в стержень глубинного течения,
идущего из Мраморного моря в Черное, стал тащить за собой и шлюпку.
В своей книге «Об обмене вод Черного и Средиземного морей» С. Макаров
изложил причину этого явления. Причина глубинного течения объясняется разницей
в плотности водных масс. Более соленая и более тяжелая средиземноморская вода
на определенной глубине создает со стороны Мраморного моря большее давление,
чем распресненная многочисленными реками вода той же глубины со стороны Черного
моря. В результате возникает глубинное течение по дну Босфора [3].
Данный исторический и научный факт лишний раз подтверждает
возможность осуществления проектов рагиянавтики по транспортировке грузов и
айсбергов, созданию рагиядвижителей для электростанций, исследований и
путешествий по известным, а в дальнейшем и по вновь открытым течениям мирового
океанского конвейера.
Внимние! Постоянным
читателям сайта предлагается подумать над очередной задачей рагиянавтики.
В Интернет-НИИ «Рагиянавтика» в настоящее
время решается одна из труднейших изобретательских задач, целью которой
является разработка способа и устройства, позволяющие рагиядвижителю
преодолевать на своем пути океанские вихри. Ценные научно-технические
предложения и рекомендации для решения данной задачи, высланные по электронной
почте, будут опубликованы на страницах Интернет-НИИ «Рагиянавтика». Марк Твен
утверждал: в мире нет ничего чего бы не могло случиться.
Впиши,
читатель, свое имя в историю развития рагиянавтики!
© В.А. Агарёв, 2005
Список использованных источников:
1. Бать М.И и др. Теоретическая
механика в примерах и задачах. Часть 2. Изд-во «Наука», М., 1968.
2. Тульчинский М.И. Качественные задачи по физике. Изд-во
«Просвещение», М., 1972.
3. Донат Наумов. Мир Океана.
Изд-во «Молодая гвардия», М.,1983.
Украина,
02160, Киев-160, а/я 2, Агарёву В.А., Тел д.: (044) 559-31-34,
Тел. Моб.:+380662339867, Гостевая книга 13124648
Интернет-НИИ «Рагиянавтика» agarev2@mail.ru
Доброго вам здоровья и успехов, читатель!
Все ваши предложения и замечания с
благодарностью будут приняты.
Приглашаем к сотрудничеству! htm
Для приобретения или издания полных сборников
«Рагиянавтика-наука 21 века»
или «Очевидные и невероятные задачи рагиянавтики»
необходим заказ или договор: mailto:agarev2@mail.ru
В заказе указать: 1. ФИО или
организацию. 2. Почтовый адрес с индексом.
3.
Телефон для подтверждения заказа.
Диск высылается наложенным платежом на почтовое
отделение.
С кратким содержанием
первого сборника можно
познакомиться по адресу: htm