ИНТЕРНЕТ- НИИ «РАГИЯНАВТИКА» mailto:agarev2@mail.ru
О производительности и развитии транспортных
средств в прошлом и в будущем
Агарёв В.
Основа спора - разный взгляд
На мир вещей, на мир явлений.
В борьбе идей Вас ждет и Яд
При встрече с миром
извращений.
Из литературной страницы Интернет НИИ htm
Введение
Под производительностью транспорта понимается способность осуществлять перевозку грузов и/или пассажиров в соответствии с их конструктивными особенностями, техническими характеристиками и определенными организационно-производственными условиями. Из определения следует, что постоянно развивающиеся транспортные средства могут существовать только при высоком уровне производства и использования энергии, а также при соответствующем социально-экономическом и образовательном уровне общества.
При исследовании и прогнозировании развития транспортных средств проводится сравнение технических характеристик, а также научных и исторических аналогий. Известно, что в технологиях и изобретениях, концентрируются, хранятся и отражаются основные знания, принципы построения и использования предыдущих поколений способов и устройств, а также материалов и технологий их обработки. Всё это в дальнейшем используется при разработках очередных технических объектов, с учетом более высокого научно-технического уровня развития.
Сравнение характеристик транспортных средств позволяет оценить возможности того или иного вида транспорта и их движителей. Такая оценка может служить исходной базой для прогнозов о путях, средствах, проблемах и сроках появления транспорта будущего. При этом круг потенциальных изобретений и принципов их работы сокращается, а достоверность прогноза возрастает.
Очевидно, что судьба прогноза зависит от многих факторов, главными из которых являются уровень готовности общества к решению тех или иных проблем и активность изобретателей, исполнителей и заказчиков при выполнении программ научно-технического развития. Особенно важно наличие средств и условий в стране для разработки, изготовления и испытаний перспективной техники. При отсутствии необходимых условий и факторов прогноз не сбывается, но ученый не может нести ответственность за это, так как, разрабатывая прогноз, он не имеет права допускать, что перспективные объекты, будут появляться при пассивном отношении общества и специалистов к процессам научно-технического развития.
Только религиозные фанатики слепо утверждают, что все делается, так как Богу угодно. Когда в истории человечества прерывалась цепь поступательного развития цивилизации и исчезали средства сообщений, а кругозор людей сужался до территории, где жили, торговали и воевали с соседями, древнегреческий мудрец Ксенофан (V1-V в. до н.э.), утверждал: «Земля имеет вид пня, на плоской поверхности которого и живут люди. Корни пня глубоко уходят в пространство и удерживают его от падения».
Спустя века после Ксенофана, в 640 году арабский халиф Омар огнем и мечем распространявший свой взгляд на мир, окончательно уничтожил труды древнейших цивилизаций в Александрийской Библиотеке, остатки которой чудом сохранились от предыдущих варваров. «Сжечь, - приказал фанатик-халиф. Если эти книги против Корана, они не нужны. Если же они согласны с Кораном, они тоже не нужны, ибо это уже сказано в Коране». И сейчас есть «мудрецы», которые распространяют подобными методами свои «знания». Они «процветают» в современном обществе, тормозят его развитие, воспитывают себе подобных и распространяют свои «пни» по всей Земле, в том числе в Антарктиде, а также пытаются «насадить» их на других планетах солнечной системы и вселенной. Сегодня они используют в своих целях знания ученых - атеистов и «дьявольскую силу» различных транспортных средств, в том числе космических, хотя в Священных Писаниях ни о каких иных планетах не упоминается.
Войны на Земле продолжаются в третьем тысячелетии. В них участвуют многие десятки тысяч религиозных организаций, что снижает уровень жизни и отравляет сознание миллиардов людей. Они приобрели более изощренные формы и мировые масштабы, несмотря на то, что астрономия и ракетно-космическая техника отодвинули границы Вселенной в бесконечность, не оставив в ней и клочка пространства для Бога.
При «Перестройке СССР», лжеученые и лже-патриоты под звон колоколов, разрушили достижения сверхдержавы, которая их вскармливала в условиях непрерывных войн с разного рода фашистами. Ограбив граждан и расчленив страну границами «национальных и религиозных пней», они, не предлагая ничего лучшего, принуждают забыть всё и начать жить с нуля на «пустых пнях» с разрушенными объектами экономики, промышленности, науки и транспорта. Очевидно, что любые прогнозы, в том числе о развитии транспортных средств, могут состояться только в цивилизованном, высокоразвитом обществе, где как дети рождаются изобретения, открытия и новые науки. Но это уже вопросы социальной и научно-технической политики, которую должны проводить просвещенные специалисты, «обогатившие свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Только такие специалисты способны объективно оценить и выбрать нужные прогнозы и приоритеты.
На рисунке, для размышления читателей, представлен актуальный для сегодняшнего времени вопрос «О несправедливом характере распределения усилий и средств, направляемых на освоение дальнего Космоса и Мирового Океана». Внимание к этому «спорному вопросу» возникает у многих современников, особенно после знакомства с информацией о «парадоксе Ферми», относящейся к вероятности установления связей с внеземными цивилизациями. Читателю предлагается сформировать свое мнение по данному вопросу, проиллюстрированного графиками об условной вероятности окупаемости проектов по освоению Мирового Океана и дальнего Космоса. Этот «спорный вопрос», упоминался ранее в статье «О научно-техническом потенциале географии мирового океана и рагиянавтики». Статью можно прочитать по адресу: htm.
Существует материалистическая точка зрения о том, что существующая земная цивилизация, в космическом масштабе, пока не представляет интереса для других цивилизаций. Это положение будет сохраняться до тех пор, пока мы «не встанем с колен у своих пней» и не будем способны использовать энергию течений океанов и энергии других экологически чистых источников, транспортировать благодаря этой энергии караваны исполинских грузов и айсбергов в Мировом Океане и укрощать ураганы, засухи и другие глобальные угрозы на собственной планете.
Согласно гипотезе, космические цивилизации существуют трех видов. Первая, к которой мы причисляем и себя, способна строить лишь «муравейники» и транспортные средства с низкой производительностью. Недолгая жизнь таких цивилизаций существует благодаря крохе солнечной энергии, попадающей от ближайшей звезды. Развитие такой цивилизации часто прерывается из-за природных катаклизмов или ошибок, вследствие низкого уровня знаний, морали и болезней. Вторая цивилизация способна концентрировать и использовать для своих постоянно возрастающих потребностей всю энергию ближайшей звезды и соответствующие этому уровню транспортные средства. Эта цивилизация находится в состоянии постоянной борьбы с природными катаклизмами за свое бессмертие, используя космические транспортные средства при переселении на другие планеты ближайших звезд. Наконец, третья цивилизация, которая обеспечила свое бессмертие в границах ближайших звезд, используя для этого энергию окружающих звезд и соответствующие транспортные средства. Целью этой цивилизации является создание условий для своего существования в границах другой галактики, для чего ей необходимо непрерывно наращивать свои знания о законах, явлениях и процессах окружающего мира и использовать их для своих проектов в масштабах вселенной. По-видимому, имеется только одна разумная цель для всех цивилизаций, которая принимается всеми как аксиома, - это обеспечение своего бессмертия. При отсутствии такой цели любая цивилизация абсолютно уверена, что рано или поздно, она превратится в пыль. И ни какой Бог при этом не сможет ни помочь, ни помешать. На основании изложенного можно сделать следующее предположение.
Цивилизации первого вида, по уровню своего развития, не способны к полному взаимопониманию и сотрудничеству даже в пределах своих планет, а на космическое сотрудничество тем более. У цивилизаций же более высокого уровня нет веских оснований, бросив все дела и, преодолевая огромные космические расстояния, прилетать к нам, чтобы посмотреть на наши примитивные «муравейники» и такие же транспортные средства.
Так что нам, землянам, разумнее больше прилагать усилий для исследований и освоения энергии и ресурсов Мирового Океана, чем для проектов дальнего Космоса. Напрасно мы молимся и всматриваемся с надеждой на далекий Космос, как Украина на Европу или на Запад, ожидая сигнала и приглашения от таких же «дикарей у своих пней» какими являемся сами. Кто обратит внимание на такую цивилизацию, как наша? Никто!
О производительности транспорта прошлого и будущего
В статье «Мытарства Циолковского Э.К. за космонавтику в прошлом - урок борьбы за рагиянавтику в настоящем» htm , при разработке прогноза, связанного с освоением проектов рагиянавтики, использован метод научно-технической и исторической аналогии. События и факты, связанные с условиями жизни и творческой деятельности Циолковского Э.К. и других ученых, позволяют, в первом приближении, оценить сроки освоения и развития авиации, ракетной техники и космонавтики в прошлом. Полученные результаты и наблюдения могут учитываться и в будущем при освоении новых рубежей науки и техники, в том числе, проектов рагиянавтики, связанных с освоением и транспортировкой богатств мирового океана.
Так как при освоении Космоса и Мирового океана используется много общего в методах и средствах исследований, такой подход позволяет точнее сформулировать прогнозы и организовать поиск, исследования и разработки по проектам и программам рагиянавтики, например таких какие, показаны по адресу: htm.
Для объективного сравнения возможностей транспорта прошлого и будущего, необходим выбор прогнозируемого параметра [1]. Судьба прогноза во многом зависит от такого параметра. К нему предъявляются такие основные требования:
- параметр должен быть измеряемым признаком объекта или устройства и позволять выполнять над собой операции, например, скорость, вес, время и т.д.;
- параметр должен характеризовать все способы и устройства, посредством которых выполняется интересующая нас функция;
- параметр должен иметь множество значений за большой промежуток времени, в течение которого исследуемая функция воплощалась в прошлом тем или иным транспортным средством.
При оценке транспорта прогнозируемый параметр может быть комбинированным. Одним из таких параметров для транспортных средств является их производительность. В транспортной авиации, в морских и других грузоперевозках этот параметр измеряется в тонно-милях в час или в тонно-километрах в час.
Используя этот параметр, можно проводить сравнительный анализ возможностей морских, авиакосмических и других транспортных средств, оценить границы возможного использования старого научно-технического задела и вести поиск новых физических принципов и технических решений для транспортных средств будущего с более высокой производительностью.
Исходные данные для прогнозирующего параметра транспортных средств можно найти в Большой электронной Энциклопедии Кирилла и Мефодия [2], а также в книгах [4,5].
В приведенной ниже таблице 1 сведены данные о производительности отдельных транспортных средств, начиная с древнего средства транспортировки грузов и людей до нашей эры (до Р.Х.) каким является плот. Сведения о производительности отдельных видов транспорта представлены также на последующих диаграммах.
Плот служил, и будет ещё служить людям не одну тысячу лет. С его помощью сплавлялись и сплавляются по рекам грузы, на нём древние мореплаватели и современники, такие как Тур Хейердал, пересекали океаны. К плоту и к другим древним транспортным средствам, оборудованных по последнему слову науки и техники, человечеству придется ещё не раз вернуться при освоении богатств мирового океана и их транспортировке по «рекам» глобального океанского конвейера.
На представленном рисунке показано египетское судно с парусом и веслами, технология изготовления которого была освоена в 2550 г. до нашей эры. Корабли того времени уже имели солидные размеры. Один из них имел длину 63 метра и ширину 21 метр, при высоте борта 6 метров. На нем доставляли 750-тонные каменные обелиски. Скорость на таких судах могла достигать 12 километров в час. В Египте при царе Птолемее IV Филопатре был построен гигантский корабль, по размерам не уступающий современному лайнеру, длиной 130 метров, команда которого состояла из 4000 гребцов и 400 матросов. На корабле размещалось также до 3000 тяжеловооруженных воинов. Производительность таких кораблей была равна более 7400 тонно км в час. На кораблях с парусом и веслами финикийцы за шесть веков до Р.Х., отплыв из Красного моря и обогнув Африку, возвращались в Средиземное море со стороны Гибралтарского пролива [5]. Развитие отдельных видов транспортных средств и рост их производительности показано в дальнейших иллюстрациях.
Таблица 1 |
|||||
Производительность транспортных средств (тонно км в
час) |
|||||
|
До
Р.Х. |
(15-16)
в. |
(17-18)
в. |
19 в. |
20 в. |
Подводный транспорт |
|
|
|
|
|
Рагиядвижитель
для айсберга |
|
|
|
|
Проект
1996 г. Движитель
с неограниченно наращиваемыми концентраторами энергии[6] |
Подводная
лодка Фултона- 1800
г. |
|
|
|
30 |
|
Подводная
лодка «Подводник»-1860 г. |
|
|
|
3000 |
|
Водный транспорт |
|
|
|
|
|
Плот-до
Р.Х. |
30000 |
|
|
|
|
Весло
и лодка-до Р.Х. |
1 |
|
|
|
|
Парус
и корабль-до Р.Х. |
10000 |
|
|
|
|
Каравелла
Колумба-1492 г. |
|
400 |
|
|
|
Пароход
Фултона-1807 г. |
|
|
|
1000 |
|
Теплоход
Нобеля-1903 г. |
|
|
|
|
4000 |
Наземный транспорт |
|
|
|
|
|
Колесо
и повозка-до Р.Х. |
10 |
|
|
|
|
Паровоз
Тривайтика-1804 г. |
|
|
|
200 |
|
Паровоз
Стефенсона-1825 г. |
|
|
|
900 |
|
Нефтепр-д
Кернса-1863 г. |
|
|
|
9 |
|
Нефтепр-д
Гетча-1866 г. |
|
|
|
226 |
|
Нефтепровод
Пенсильвания- 1874
г. |
|
|
|
4700 |
|
Велосипед
Драйса-1817 г. |
|
|
|
3 |
|
Танк
МК-1, 1917 г. |
|
|
|
|
125 |
Танк
МКС, 1918 г. |
|
|
|
|
253 |
Танк
МК1, 1918 г. |
|
|
|
|
580 |
Воздушный транспорт |
|
|
|
|
|
Аэростат
Монгольфье-1783 г. |
|
|
2 |
|
|
Аэроплан
Райта-1905 г. |
|
|
|
|
2 |
Вертолет
Сикорского-1942 г. |
|
|
|
|
130 |
Космический транспорт |
|
|
|
|
|
Спутник
СССР-1957 г. |
|
|
|
|
2400 |
Спутник
СССР-1957 г. |
|
|
|
|
14400 |
Спутник
США-1958 г. |
|
|
|
|
230 |
Спутник
СССР-1958 г. |
|
|
|
|
38000 |
КА
«Восток» СССР-1960 г. |
|
|
|
|
69120 |
«Атлас»
США-1962 г. |
|
|
|
|
38880 |
КС «Салют»
СССР-1971 г. |
|
|
|
|
544000 |
КС
«Скайбл» США-1973 г. |
|
|
|
|
2400000 |
КК
«Союз Т» СССР-1980 г. |
|
|
|
|
176000000 |
Производительность отдельных видов морского транспорта, периода 19 - 20 веков,
показана на диаграмме.
Производительность отдельных видов воздушного транспорта, периода 19 - 20 веков, показана на диаграмме.
Краткий обзор таблицы 1 и диаграмм позволяет отметить:
- водные транспортные средства до новой эры (плот, весло и лодка, парусный корабль) по производительности не уступали более поздним транспортным средствам, не считая воздушного и космического, вплоть до 19-го и 20-го веков, а в ряде случаев превосходили их;
- бурный рост различных видов транспортных средств, после колеса и повозки, приходится на период, начиная с 19 века;
- для транспортировки в океанах айсбергов и исполинских грузов известные виды транспорта и движители не могут быть использованы из-за низкой производительности или из-за высокой стоимости эксплуатации.
Проект Интернет-НИИ «Рагиянавтика», шифр: «Айсберг», предусматривает разработку транспортного средства с движителем, в котором неограниченно наращиваемые концентраторы энергии океанских течений способны развивать мощность достаточную для транспортировки исполинских грузов, искусственных островов и айсбергов в мировом океане. Традиционным транспортным средствам такие задачи являются «непосильными». С проектом «Айсберг» можно познакомиться по адресу:
htm .
С диаграммой, на которой представлены основные характеристики избранных подводных лодок и аппаратов, построенных в 19 и в 20 веках, можно познакомиться по адресу:
Принципы эффективного построения и
использования
транспортных
средств
История развития различных видов транспорта, в том числе космического, показывает, что самые эффективные организационно-производственные принципы построения и их использования отвечают одному из законов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), который гласит: «целесообразно всегда заменять процессы прерывные, периодические процессами непрерывными, циклическими».
Такому принципу, по существу, отвечает, например, получивший широкое распространение наземный трубопроводный транспорт. Для океанских же расстояний и условий использование этого транспорта, по-видимому, будет связано с трудностями строительства и эксплуатации межконтинентальной сети продуктопроводов со всеми вытекающими отсюда экологическими и экономическими последствиями. Пределы распространения этого вида транспорта, во многом, определяются географией мест разработки, переработки и потребления продукции. Этому транспорту, скорее всего, не суждено «перешагнуть» через океаны и избежать объективных трудностей, которые наблюдались при развитии других видов транспорта.
Например, когда транспорт в Англии был гужевой, а основной принцип его использования сводился к разовым, прерывным перевозкам: «запрягай-распрягай», развивающаяся промышленность тормозилась слишком медленным ростом грузоперевозок. Пророки технического прогресса того времени предсказывали, что для устранения этого ограничения всю страну необходимо превратить в извозчиков и конюхов. Их прогноз, однако, просмотрел грядущую эру железных дорог, с появлением которой армия извозчиков и конюхов просто не потребовалась.
В дальнейшем, рост парков грузовых самосвалов и легковых автомобилей, работавших по такому же принципу: «заводи-глуши», на определенном этапе своего развития, также требовал армию шоферов и автослесарей, но и она оказалась не нужной в предсказываемых размерах. Вместо этого, возник городской транспорт в виде автобусных и пригородных железнодорожных сообщений. Для автомобильного транспорта оказалось возможным внедрение более эффективного принципа организации перевозок грузов, когда разовые прерывные операции были заменены непрерывными, циклическими, выполняющихся по временным графикам. Позже возникли еще более эффективные средства транспорта - метрополитены, которые являются такими же трубопроводными транспортами с подземными трубами нужного диаметра и автономными капсулами-вагонами.
О подобном и эффективном принципе транспортировки грузов, но с помощью космического лифта, мечтал и К.Циолковский в книге «Грезы о Земле и небе», а позднее и советские инженеры, например, ленинградец Ю.Арцутанов и астраханец Г.Поляков.
Первый из них, в статье в «Комсомольской правде» от 31 июля 1960 года, описал «небесный фуникулер», поднимающий грузы на геосинхронную орбиту. Второй, в статье «Космическое ожерелье Земли», развил идею К.Циолковского о космическом лифте. Эта статья в 70-х годах 20 века заинтересовала НАСА, была переведена и опубликована в меморандуме №75174. В настоящее время на этой основе разрабатывается серьезный международный проект. Идея космического лифта проиллюстрирована рисунком справа [3]. Здесь показана схема космического лифта с орбитальным космодромом, станцией с искусственной тяжестью и основной орбитальной станцией.
Главной движущей силой в космическом лифте является «бесплатная и практически безграничная» энергия вращения планеты. Космические лифты, как транспорт, выгодно отличаются от скоростных ракет-носителей. При небольшом потреблении энергии они имеют высокую пропускную способность, являются экологически чистыми и не разрушают озоновый слой атмосферы. Несмотря на то, что, вместо десятка минут, как у ракет, подъем в космос на таком лифте займет больше недели, этот недостаток, в сравнении с достоинствами, не является определяющим. Такой же принцип построения и использования транспорта в космосе предложил и основоположник практической космонавтики С.П.Королев. В апреле 1962 года он для одного из Конструкторских Бюро в «Докладной записке о развитии управляемых кораблей-спутников…» писал, что «…применяемая в настоящее время «Система» разовых полетов в Космос не дает существенных результатов и приведет к огромным неоправданным затратам». Академик Королев считал целесообразным создать, как показано на рисунке, «Орбитальный пояс» вокруг Земли из космических спутников различного назначения.
Если соединить их тросовыми конструкциями в единое кольцо и связать системой космических лифтов с Землей, по мнению Г.Полякова, можно построить на геостационарной орбите «летающие Астрогорода» в виде «космического ожерелья Земли». Крупные жилые и промышленные комплексы, в Астрогородах, будут представлять собой, своего рода, станции метрополитена на «космической окружной дороге». Расходы на такой проект будут вполне оправданы.
Прошло 110 лет, как К.Циолковский писал свою статью. Сегодня «чудаком или ненормальным», как его называли отдельные современники, скорее можно назвать тех лжеученых, которые не способны были своевременно понять и оценить идеи великого ученого и мешали ему полноценно жить и творить.
Учитывая приведенные факты и принципы, относящиеся к транспортным средствам прошлого и будущего, сформулируем соответствующий принцип эффективного построения и использования для рагиятранспортных средств: транспортировку грузов в океанах выгодно осуществлять рагиякораблями, использующих бесплатную, неисчерпаемую и экологически чистую энергию течений мирового океанского конвейера, и следующих непрерывно, циклически по географическим путям течений.
Рагиятранспорт в мировом океане будет обладать достоинствами, которые в меньшей степени проявляются в других видах транспорта. Например, возможность проведения технологических работ и процессов с грузами во время их транспортировки на протяжении тысяч километров. Организация высокого уровня механизации и автоматизации производственных работ. Главным же достоинством рагиятранспорта является отсутствие «тепловых отходов производства». С ростом потребления традиционного топлива, а в развитых странах оно удваивается каждые 10-15 лет, увеличивается и количество «тепловых отходов производства», которые загрязняют атмосферу. Ведь и тепловые, и атомные, а в будущем и термоядерные электростанции, также как многие другие транспортные средства и промышленные предприятия, выбрасывают в окружающее пространство большое количество тепла. При сохранении современных темпов роста народонаселения и при условии, что на каждого человека будет вырабатываться столько же энергии, сколько её вырабатывается в развитых странах, необратимые глобальные изменения климата могут наступить уже в первой четверти 21 века. По мнению ученых В.Авдуевского, С.Гришина, Л.Лескова и других, следует переносить большую часть традиционных энергоемких производств в космическое пространство. Объекты же, связанные с рагиятранспортом и рагияэлектростанциями, устанавливаемых в течениях океанов, являются экологически чистыми и в дорогостоящем переносе в околоземное пространство не нуждаются.
Каждый вид транспорта имеет свой жизненный цикл и может развиваться до определенных пределов, определяемых экономической целесообразностью, их производительностью, а также характером и масштабами решаемых задач. Для мирового океана с его несметной продукцией и исполинскими грузами нужны разные виды рагиятранспортных средств. Рагиятранспортные средства еще только заявляют о своем появлении. Им предстоит ещё пройти свои этапы развития, но уже сегодня можно говорить о безграничных возможностях и благоприятных последствиях их использования, htm, при освоении природных богатств мирового океана.
На рисунках справа и слева показаны отдельные фрагменты концентраторов энергии с неограниченно наращиваемой силовой, ячеистой конструкцией. На каждом из них видны общие черты конструктивных решений, которые могут быть использованы как при разработке панелей солнечных элементов для космических аппаратов, так и при разработке конструкции блоков концентраторов энергии течений для рагиядвижителей.
Одновременное развитие рагиятранспорта и околоземных космических средств связи и транспорта с общими целями и проектами, окажет всестороннее влияние на жизнь всего мирового сообщества. Возникнут новой архитектурной формы грузовые океанские порты, центры переработки и распределения продукции мирового океана, а также небывалые стационарные или плавающие по «океанским рекам» рагиядромы с авиакосмическими вокзалами для организации исследований, работ или путешествий между рагиякораблями и караванами айсбергов. Создание рагиятранспортных систем различного назначения, функционально связанных с космическими роботами ближнего космоса, будет возможным лишь в условиях мирного сотрудничества развитых стран.
Список источников информации:
1. Дж. Мартино «Технологическое прогнозирование», Изд-во «Прогресс», М., 1977, С.176-180.
2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001.
3. Колесников Ю. «Вам строить звездолеты», Изд-во Дет. Литература, М., 1990, С. 40-47.
4. Донат Наумов, «Мир океана», Изд-во «Молодая гвардия», М., 1983, С. 157-163.
5. Рыжов К.В. «Сто великих изобретений», изд-во «ВЕЧЕ», М., 2004.
6. Агарёв В.А. Проект «Способ транспортировки, навигации и управления движением айсберга»,
шифр «Айсберг», Киев, 2003 г. http://www.ragianavtika.narod.ru/proekt.htm .
Информация к
размышлению.
Одно из впечатляющих изображений гигантского айсберга было получено с борта спутника «Лэндсат-1» во время его полета над Антарктидой 31 января 1977 г. По форме похожий на ботинок, а по размерам близкий к о-ву Роде, айсберг кажется покоящимся в заливе, но в действительности он находится в открытой воде и временно сел на мель севернее о-ва Джеймса Росса.
Этот крупный айсберг впервые был замечен на фотографиях, полученных метеорологическими спутниками в 1971 г., но поиск в архивах более ранних изображений позволил выяснить, что айсберг впервые появился на фотографиях, полученных со спутников в марте 1967 г. По ним было установлено, что айсберг образовался у берега Принцессы Марты из ледяной косы, которую еще можно увидеть на некоторых картах Антарктиды. Теперь она больше не существует. Айсберг был отколот либо под действием ветров, либо при столкновении с другим айсбергом.
В течение нескольких лет 2900-километровое путешествие этого айсберга вдоль побережья постоянно контролировалось из космоса. В августе 1975 г. он врезался в шельфовый ледник Ларсена и отколол другой огромный айсберг размерами 21x58 км. Затем он временно сел на мель у оконечности п-ова Палмер. В дальнейшем ожидается, что айсберг, как и многие его предшественники, будет медленно дрейфовать за пределы Антарктических морей и, войдя в теплые воды, постепенно распадется.
© В.А. Агарёв, 2005
Для
приобретения сборника «Рагиянавтика-наука 21 века»,
для личного пользования,
необходимо сделать заказ по адресу:
В заказе указать: 1. ФИО или организацию. 2.
Почтовый адрес с индексом.
3.
Телефон для подтверждения заказа.
Диск
высылается наложенным платежом на Ваше почтовое отделение.
.