О мытарствах и мужестве Циолковского К.Э. ziolk.htm
|
О планах и
программах развития рагиянавтики prog.htm
|
Краткий обзор событий и фактов, связанных с жизнью и творчеством
Циолковского К.Э.
Таблица 1
Годы |
Возраст |
События |
Примечание |
17.09.1857 |
|
Рождение Циолковского
Э.К. 19 в. начало 20 в. Внимание ученых приковано к аппаратам легче воздуха (аэростаты). |
Полеты аэростатов с
научными целями 1804 г., 1868г., 1873 г., 1887 г. |
1865-1870 |
|
Романы Жюль Верна: «С
Земли на Луну» и «Вокруг Луны» - пробудили мозг и фантазии Циолковского.
Использование пушки и ядра. |
Ядро с двигателем
реактивным для коррекции полета. |
1879 |
|
Роман Жюль Верна
«Пятьсот миллионов Бегумы». Идея создания спутников Земли. |
Доставка спутника
стрельбой из пушки. |
1877-1880 |
20-23 |
Частные уроки в
Вятке. Переезд в Рязань. Экзамен на право преподавания. Должность учителя. |
Работы А.Ф.
Можайского по первому аэроплану. |
1879-1881 |
22-24 |
Физические опыты. Электрические
забавы. Научные фантазии. Юношеские работы. |
Тетрадь у Я.И.
Перельмана с 1923 г. |
1880-1892 |
23-35 |
Преподавание в
Боровском уездном училище. |
|
1880 |
|
Создано по примеру
других стран «Русское общество
воздухоплавания» |
Г. Петербург. |
1881 |
|
Проект
Н.И.Кибальчича. Пилотируемый ракетный летательный аппарат. |
|
1883 |
26 |
Рукопись «Свободное
пространство». Начало исследований мировых пространств. |
Использована в работе от 1903 г. |
1887 |
30 |
Фантастическая
повесть «На Луне» |
|
1890 |
33 |
Отправка рукописи о
дирижабле к специалистам. |
Заключение
отрицательное |
1891 |
34 |
Работа по
сопротивлению воздуха. |
|
1892 |
35 |
Публикация повести
«На Луне» |
|
1892 |
35 |
Книга «Аэростат металлический
управляемый». |
Проект не получил
признания. |
1892 |
|
Австрийский
лесничий Шварц изобрел управляемый металлический аэростат и продал проект
России за 10 тыс. руб. |
Военный министр без
экспертизы дал деньги на контракт. |
1893-1894 |
|
Работы по проекту
Шварца не завершились. После трехкратного увеличения стоимости работ
изобретатель уехал с деньгами за границу и не вернулся. |
Лучший
аэростат Циолковского в этом Военном
ведомстве не признавали. |
1894 |
37 |
Публикация фантастической
повести «Грезы о Земле и небе» |
Поток злых
откликов. |
1894 |
37 |
Работа
«Аэроплан, летательная машина». |
Идею русские ученые
не признали. |
1896 |
|
Проект А.П.Федорова
«Новый принцип воздухоплавания…» |
Ракетный аппарат. |
1897 |
40 |
В Калуге строится
первая в мире аэродинамическая труба для опытов. |
Значение опытов
подтвердилось при развитии авиации. |
1898 |
41 |
Книга по проблемам
освоения воздушного пространства. |
|
1900 |
43 |
Доработка аэродинамической
трубы для Академии наук. |
Выделено 470 рублей
на проведение работ. |
1901 |
44 |
Отчет для Академии
об опытах. Рецензия акад. М.А.Рыкачева. |
Отрицательный
отзыв. |
1902 |
45 |
Часть
материалов об опытах опубликована в
журнале «Научное обозрение» № 5. |
|
1902 |
|
Кинофильм
«Путешествие на Луну» |
Ж.Мельес, Франция. |
1903 |
46 |
Первая работа
«Исследование мировых пространств реактивными приборами». |
Ракета 1903 года |
1904 |
47 |
Новое издание книги
по вопросам аэронавтики. |
|
1904 |
47 |
Агитация за проект
по дирижаблю через редакции газет. Газета «Русское Слово» собрала на проект
500 рублей. |
Деньги потрачены
редакцией на себя. |
1905-1908 |
48-52 |
Публикация работ по
аэростату и аэроплану. |
Журнал
«Воздухоплаватель» |
1908 |
52 |
Направление отчета
об опытах. Проф. Н.Е.Жуковскому. Рукопись утеряна до 1935 г. |
Опубликована в 1951 году. |
1908 |
|
Появление в России
авиационных клубов и кружков по аэронавтике. |
Показательные полеты
пилотов. |
1910 |
54 |
Оформление заявок
на патенты в странах Европы. |
|
1911 |
55 |
Вторая работа по
ракетоплаванию. План выхода и расселения человека в космосе. |
Работа вызвала
интерес за границей. |
1911-1912 |
|
Лекции Н.Е.Жуковского
о воздухоплавании. Теория шла впереди практики. |
Аэропланов русских
конструкций нет. |
1912 |
|
Выход Указа от
12.08. 1912 года об организации при Генштабе системы воздухоплавательных
вооружений. |
|
1912-1914 |
|
Появление работ по ракетоплаванию
за границей. |
Франция. США. |
1913 |
56 |
Брошюра о модели
металлического дирижабля |
|
1913-1914 |
|
Постройка русских
самолетов Сикорского. |
«Русский витязь» и
«Илья Муромец» |
1914 |
57 |
Ракета 1914 года.
Улучшение конструкции. |
|
1914 |
57 |
Повторная отправка
проекта о дирижабле к специалистам |
Заключение
отрицательное |
1914-1915 |
57-58 |
Отправка материалов
о дирижабле в академию наук России |
Автору выдана премия 470 рублей. |
1915 |
|
Ракета 1915 года. Научно-популярный
труд Я.И. Перельмана
«Межпланетные путешествия». |
К 1935 г. выдержал
10 изданий. |
1917 |
60 |
Лекции Циолковского
К.Э. о ракетоплавании и освоении
космоса. |
Начало публичных
выступлений. |
1918 |
61 |
Утверждение членом «Социалистической
академии общественных наук». |
Назначен оклад 300
руб. в месяц. |
1918 |
|
Создание Жуковским Н.Е. ЦАГИ. |
|
1920 |
63 |
Публикация романа
«Вне Земли». Описана составная пассажирская ракета. |
Роман изучили за
границей. |
1921 |
64 |
Назначение пенсии.
Помощь общественных и правительственных
организаций. |
Часть пенсии
идет на проекты. |
1922 |
65 |
Брошюра «История
моего дирижабля» с подзаголовком «Мытарства современных
изобретателей-самоучек». |
|
1923 |
|
Публикация в Германии
книги проф. Оберта. Ракета в межпланетное пространство». |
Сходство с проектом
Циолковского. |
1923 |
66 |
Переписка с
В.П.Глушко по ракетно-космической тематике. Публикация научно-популярных
работ. |
Руководитель
ГДЛ-ОКБ по ракетным двигателям. |
1924 |
67 |
Работа о ракете для
мирового пространства. |
|
1924 |
|
Статья Ф.А.Цандера
«Перелеты на другие планеты». |
Самолет и ракета. |
1924 |
67 |
Организация первого
Общества изучения межпланетных сообщений. |
Г. Москва. |
1926-1927 |
69 |
Полное издание по
исследованию мировых пространств. |
|
1927 |
|
Организация первой
международной выставки проектов межпланетных летательных аппаратов. |
Г.Москва. |
1928 |
71 |
Переписка по заявке
«Аэроплан» Автор отрекается от своих прав в пользу СССР. |
|
1929 |
72 |
Работы о
космических поездах и новом аэроплане. |
|
1929 |
|
Ю.В.Кондратюк
«Завоевание межпланетных пространств». О проблемах космонавтики. |
|
1930 |
73 |
Работы о
дирижабле и реактивном аэроплане. |
|
1930 |
|
Образование
Американского межпланетного общества. |
США |
1931 |
74 |
Работы о дирижаблях
и атласе дирижабля. |
|
1931 |
|
Организация
общественных групп изучения реактивного движения. |
Г.Москва, г. Ленинград. |
1930-1931 |
|
Последователь
Циолковского Цандер Ф.А.
сконструировал 1-й реактивный
двигатель. |
Циолковский не одинок. |
1932 |
75 |
Архивная
неопубликованная рукопись «Беседы о Земле». |
Высказывания и
пояснения к трудам. |
1933 |
|
Э.Зенгер «Техника
ракетного полета» |
Германия |
1933-1934 |
|
Глушко В.П. читает
в академии им. Н.Е.Жуковского курс по ракетной технике. В КАИ создана кафедра
ракетных двигателей. |
КАИ - Казанский
авиационный институт. |
1934 |
77 |
Издание избранных
трудов. |
|
1934 |
|
С.П.Королев
«Ракетный полет в стратосфере». |
Брошюра |
13.09. 35 |
78 |
Письмо-завещание к
И.В. Сталину с искренним последним приветом. |
«Труды передаю
партии и СССР». |
19.09. 35 |
78 |
Физическая смерть
К.Э.Циолковского. |
|
Примечание:
чем за весь предшествующий
период его деятельности.
физике, астрономии,
механике и философии.
Таблица 2
Число работ N |
1 этап - определение
интересов, поиск мысли и фантазии |
2 этап – научные гипотезы,
расчеты и проекты |
3 этап – исполнение научных проектов |
140 |
|
|
84 работы за 10 лет |
130 |
|
|
более 8 работ в год |
120 |
|
|
|
110 |
|
|
|
100 |
|
|
|
90 |
|
|
|
80 |
|
|
|
70 |
|
|
|
60 |
|
28 работ за 8 лет |
|
50 |
|
3 - 4 работы в год |
|
40 |
|
|
|
30 |
28 работ за 36 лет |
|
|
20 |
1 работа в год |
|
|
10 |
|
|
|
|
Годы 1881- 1917 |
Годы 1917-1925 |
Годы 1925-1935 |
Общая характеристика
работ на 1 этапе – определение интересов, поиск мысли и фантазии.
Накопление знаний. Физические законы и опыты. Научные фантазии. Первые рукописи.
Начало исследований мировых пространств. Поиск движителя для перемещения и управления движением объектов в космическом пространстве.
Фантазии о путешествиях на Луну и другие планеты.
Отправка статей на рецензию к специалистам.
Публикация научно-популярных статей, брошюр и книг по проблемам освоения космического пространства.
Практическая работа и эксперименты по принципам действия узлов и технического объекта в целом.
Установление научных связей с академическими, научными организациями и редакциями журналов и газет.
Участие в работе клубов и кружков по аэронавтике.
Оформление заявок на патенты в России и странах Европы.
Очередные работы по ракетоплаванию. Разработка плана выхода человека в космос и расселения в нем.
Знакомство с информацией о работах по ракетоплаванию за границей.
Поиск финансирования для экспериментов и распространения научно-популярных изданий.
Работа над улучшением конструктивных схем изобретения.
Подготовка и издание научно-популярного труда о Межпланетных путешествиях.
Чтение лекции о ракетоплавании и освоении космоса.
Появление за границей научно-популярных фильмов.
Общая характеристика работ на 2 этапе – научные гипотезы, расчеты и
проекты.
Работа в Социалистической академии общественных наук.
Публикация романа «Вне Земли». Описана составная пассажирская ракета.
Работа с общественными и правительственными организациями по продвижению проектов космонавтики.
Издание брошюры о дирижабле с подзаголовком «Мытарства современных изобретателей-самоучек»
Оценка книги проф. Оберта из Германии, Ракета в межпланетное пространство.
Переписка с В.П.Глушко по ракетно-космической тематике. Публикация научно-популярных работ о ракетах для завоевания космического пространства.
Связь с Ф.А.Цандером, автором статьи «Перелеты на другие планеты»
Участие в организации первого Общества изучения межпланетных сообщений.
Общая характеристика работ на 3 этапе – исполнение научных проектов.
Полное издание сочинений по исследованию мировых пространств.
Участие в организации первой международной выставки проектов межпланетных летательных аппаратов.
Переписка по заявке «Аэроплан» и отказ от своих прав на патент в пользу СССР.
Работы о космических поездах и новом аэроплане.
Работы о дирижабле и реактивном аэроплане.
Работы о дирижаблях и атласе дирижабля.
Организация общественных групп изучения реактивного движения.
Знакомство с опытно-конструкторскими работами Цандера Ф.А. по реактивным двигателям.
Издание избранных трудов.
Знакомство с книгой Э.Зенгера из Германии «Техника ракетного полета».
Создание академиком Глушко В.П. курсов по ракетной технике в военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского.
Знакомство с брошюрой С.П.Королева «Ракетный полет в стратосфере».
Общая характеристика достижений космонавтики на 4 этапе, после
смерти её основоположника.
К. Э. Циолковский не
дожил до осуществления своей мечты 22 года.
В предисловии своего труда «Исследование
мировых пространств реактивными приборами» (Калуга, 1926 г.) он сказал:
«Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазером Ж.
Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении».
В таблице 1, содержащей краткий
хронологический перечень некоторых событий космонавтики и ракетостроения,
показано, как зарождалась идея полета в космос, проникая из легенд в
фантастическую литературу, как овладевала она умами и порождала научные и
технические поиски и свершения.
Более полувека прошло со дня опубликования
классической работы К. Э. Циолковского до исторического события, когда,
преодолев оковы тяготения, перед человеком открылся необъятный мир звезд и
невесомости. В каждом из достижений в области космонавтики, свершившихся уже
после смерти ученого, имеется его бесценный вклад.
Полеты первых спутников Земли, Солнца, Луны
и Венеры и первых автоматических аппаратов к Луне, Венере и Марсу.
Достижение автоматическими аппаратами
поверхности Луны, Венеры и Марса и мягкая посадка на эти небесные тела.
Фотографирование обратной стороны Луны и
передача на Землю изображения лунной панорамы.
Первый облет Луны и возвращение на Землю
автоматического корабля с животными.
Доставка роботом лунной породы на Землю и
исследование поверхности Луны автоматическим луноходом.
Передача на Землю венерианской панорамы и
пролет вблизи ядра кометы Галлея.
Полеты первых космонавтов — мужчин и
женщин, одиночные и групповые, в одноместных и многоместных кораблях-спутниках.
Первый выход космонавтов — мужчины, а затем
и женщины — из корабля в
космическую бездну.
Создание первой экспериментальной
пилотируемой орбитальной станции и автоматического космического грузового корабля
снабжения.
Полеты международных экипажей космических
кораблей и станций.
Многомесячные полеты космонавтов,
одновременные полеты в космосе нескольких
кораблей и станций, первые
перелеты космонавтов между орбитальными станциями и другие достижения в
освоении космоса вызывают у всех людей законное чувство гордости.
Интерес к вопросам - как и где, зарождалось
ракетостроение, а также когда, кем и какие проблемы ставились и в какой
последовательности они решались - будет
сохраняться всегда. Так как ответы на
эти вопросы содержат уникальный опыт освоения человечеством космической науки и
технологии 20 и 21 веков и этот опыт должен быть использован и при освоении
пространств мирового океана.
Интернет – НИИ «Рагиянавтика» mailto:agarev2@mail.ru
О
мытарствах и мужестве Циолковского Э.К. ziolk.htm
|
О планах и
программах развития рагиянавтики prog.htm
|