ИНТЕРНЕТ- НИИ «РАГИЯНАВТИКА» mailto:agarev2@mail.ru
Классификация будущих
изобретений рагиянавтики
Агарёв В.
«Идея подводного
плавания — идея бессмысленная, — утверждал первый
лорд
британского адмиралтейства на пороге
XX столетия. — В морской
войне не приходится считаться с подводными лодками».
Не все
согласились с этим и уже в 1902 году появились английские подлодки,
построенные
фирмой «Виккерс» по полученным из-за океана чертежам.
Введение
История полна драмами, когда
даже серьезные ученые верили тому, чему никогда не суждено свершиться. Дело в
том, что они не владели общефизическими законами, действующими в любой
области, а все неудачи связывались с частными ошибками или недоработками. Поэтому
оставалась мнимая надежда, за счет манипуляций разрозненными частными законами,
решить проблему и получить желаемые явления или конструкции.
Жизнь показала, что только общие законы, распространяющийся на все
явления природы, могут остановить
заблуждающихся "оптимистов" от траты сил и жизней на поиск явлений
или процессов, которые в природе отсутствуют. Только общие закономерности
способствуют поискам научных направлений и приводят к открытиям и изобретениям.
Однако рождение и утверждение таких знаний у единиц и меньшинства происходит
длительно и в ожесточенной борьбе с незнанием большинства.
До сих пор процветают лжеученые, получающие поддержку за нечто,
придуманное кем-то и никогда не дающих конкретных результатов. Это нечто
насильно связывается с реальными событиями и тормозит развитие научного
мировоззрения в обществе. Автор надеется избежать судьбы лжеучёного, имея в виду,
что в статье речь тоже пойдет о нечто, которого никогда не было, но может быть
создано умом и руками просвещенного человека. Речь идет о будущих изобретениях
рагиянавтики, появление которых будет
зависеть лишь от эффективного использования современных достижений науки и
техники. Под эффективностью, в данном случае, понимается концентрация носителей
знаний и опыта в нужном месте, в нужное время и в необходимом объеме. А для
концентрации знаний и опыта необходима умная власть, способная разглядеть
научные проекты и изобретения и начать их финансирование.
В любой науке наступает момент, когда возникает необходимость
систематизации накопленных знаний. Продуктивным способом систематизации знаний,
для дальнейшей работы, является разработка классификации. На первом этапе она,
как и первая таблица Менделеева, не может быть полной. Анализ проектов, статьей
и изобретений, опубликованных на сайте Интернет-НИИ «Рагиянавтика», подсказал,
что в рагиянавтике наступил момент,
когда должна появиться классификация, но не из неоткуда, а из результатов
научного поиска. Недавно по телевидению обсуждался феномен, связанный с
индивидуальным предсказанием катастроф и событий по информации из ниоткуда.
Эксперты, хотя и предупредили, что эта наука проскопия, не имеет объяснения,
тем не менее, связывали с ней слишком большие надежды. В отличие от науки
проскопии, в статье на основании предшествующих научных публикаций дан первый
вариант классификации будущих изобретений в области рагиянавтики, а также
краткая оценка достижений и характеристик подводных лодок [1] и потенциальных
возможностей рагияаппаратов [3].
Классификация объектов рагиянавтики
Классификация изобретений, особенно в новых направлениях науки и техники, вызывает определенные трудности при определении сущности и функциональных признаков изобретения. Эти трудности возникают в связи с возможностью использования одного и того же изобретения в различных областях техники, т.е. когда имеет место различие между целевым назначением изобретения и способом его использования [4].
Кроме этого, часто бывает, что объект, отнесенный к данному разделу, входит составной частью в какую-либо систему, отличающуюся иными признаками, чем перечисленные в патентном описании. Например, в изобретении, связанном с разработкой системы навигации и управления движением подводного рагиядвижителя, любая информация о геофизических характеристиках течений может воспроизводиться для целей сертификации, тестирования, индикации результатов измерений, для дистанционной передачи или приема информации средствами сигнализации и т. д. Описание цели в этом случае определяется характерными признаками, не связанными с формой каких-либо устройств.
С другой стороны, устройства, реагирующие на изменения характеристик, связанных, например, с температурой или скоростью текучей среды, могут быть использованы в системах навигации и управления движением рагиядвижителя без изменения конструкции самого устройства для получения информации о температуре или скорости течения или о других величинах, функционально связанных с изменением положения рагиядвижителя относительно течения, для регистрации наличия или отсутствия скорости течения, подачи сигналов в систему управления рагиядвижителя, управления каким-либо другим прибором.
Предлагаемая классификация будущих изобретений рагиянавтики не может устранить указанные трудности. Однако она поможет изобретателю сосредоточиться при выборе классификационных признаков объекта и сократит время аналитической работы с информацией при составлении и экспертизе заявок.
За основу при разработке первой классификации взят проект, связанный с рагиятранспортом для айсбергов. Цели, задачи и состав подобных рагиятранспортов изложены в проекте «Айсберг» по адресу: htm . Состав одного из будущих рагиятранспортов, включающий наземно-космический комплекс, показан на рисунке.
1. Единичные концентраторы энергии (КЭ) течения и блоки из них (БКЭ) - для преобразования энергии течения в энергию поступательного движения рагияобъекта (РО);
2. Силовая конструкция (СК) рагиядвижителя (РД) - для установки КЭ и/или блоков БКЭ, рулей управления (РУ), глубоководного корпуса (ГК) с датчиками систем (ДС) РД, рагиятурбины с генератором (РГ), устройства крепления (УК) РД к корпусу рагиясудна (КРС) и грузу;
3. Корпус рагиясудна (КРС) - для транспортировки груза и размещения бортового электрооборудования (БЭО), командно-измерительных приборов (КПИ), вспомогательного оборудования и средств жизнеобеспечения экипажа (СОЭ);
4. Центр управления рагиятранспортами с наземно-космическими (НКК), информационно-измерительными и приемо-передающими комплексами - для решения совместных задач с бортовыми КИП и системами РО.
В общем случае тип РО или рагиясудов (РС), а также состав их комплектующих частей, определяются характером целей и задач, решаемых ими в процессе эксплуатации.
К главным эксплуатационным признаком РО относится назначение, например:
- транспортное средство (ТС) для перевозки грузов по течениям глобального океанского конвейера (ГОК);
- рагияэлектростанция (РЭ) с КЭ или БКЭ для преобразования энергии течения в электрическую энергию и передачи её потребителям;
- рагиятранспорт (РТ) для отдыха или спорта;
- РС для научно-исследовательских океанографических работ;
- рагиякорабли (РК) и ТС для аварийно-спасательных и строительных работ.
В зависимости от условий плавания РО могут быть: местные, региональные, морские, океанские, прибрежно-морского плавания, межконтинентального плавания, глобального или кругосветного плавания.
По конструктивным признакам РО и их составные части могут характеризоваться как:
- ячеистые, гибкие, жесткие, неразборные, разборные, секционные, складные и др.
По расположению РД и ТС относительно поверхности океана и ядра течения РО могут быть:
- подводные РД и ТС с общей конструкцией, находящиеся в струе течения;
- подводный РД и плавучий ТС с раздельными корпусами, связанными электрическими, функциональными,
гибкими и крепежными связями и механизмами, передающие энергию течения на уровень поверхности океана для движения ТС.
В зависимости от размера площади и способа соединения КЭ и РД, РО различаются:
- РО с единичными КЭ и РД;
- РО с неограниченно-наращиваемыми КЭ и РД;
- РО с последовательным соединением КЭ и РД;
- РО с параллельным или смешанным соединением КЭ и РД.
По характеру удерживающих и управляющих сил РО могут быть:
- водоизмещающие РО, когда судно с грузом удерживается на поверхности водоема статической и/или гидродинамической силами;
- подводный РО с плавучестью близкой к нулевой, управляющийся в течении рулями курса и глубины.
По степени автоматизации процессов навигации и управления движением РД и РО различаются как: автономные, комплексированные с космическими средствами навигации, обитаемые или дистанционно-управляемые;
Производительность РД (тонно-км в час) при транспортировании грузов, зависит, главным образом, от общей площади КЭ или БКЭ и скорости течения, используемого при транспортировке груза.
К указанным признакам классификации могут присоединяться названия течений, указанных в ТЗ для разработки и испытаний образцов.
На конструктивные и технологические решения для РД и РО сильно влияют глубина течений и характеристики грузов, таких как: айсберги, нефтяные платформы, искусственные острова, караваны исполинских плавучих грузов или барж. Множество первых проектов рагиянавтики будут связаны с оригинальными изобретениями всех уровней сложности. Простой подсчет показывает, что число будущих изобретений рагиянавтики может быть космическим.
Первая классификация не исчерпывает всех РО, которые может дать рагиянавтика. Классификация может служить основой при прогнозировании и выборе научно-технического облика первых изобретений рагиянавтики для мирового океана в 21 веке.
О
дистанционно-управляемых рагияаппаратах
Подводный аппарат без экипажа, с дистанционным управлением и космической связью, с неограниченно наращиваемыми концентраторами энергии в рагиядвижителе, с манипуляторами и силовыми захватами, приборами и датчиками для пилотирования и изучения характеристик океанских течений и мирового океана - это первое представление о дистанционно-управляемом рагияаппарате.
Операторы такого аппарата, могут располагаться на палубе сопровождающего корабля или в удаленном наземно-космическом центре управления. Благодаря дистанционным и космическим средствам наблюдения, обработки и документирования информации оператор может "видеть, действовать, предвидеть" и управлять программами всех систем рагияаппарата. Сигналами управления операторы будут определять характер движения рагиядвижителя в течениях глобального океанского конвейера, тормозить и становиться на якорь в нужных местах, вести картографическую съемку, а также исследовать и собирать образцы в любых точках, связанных с течениями глобального океанского конвейера.
Работа с этими рагияаппаратами безопасна для человека. При создании рагияаппаратов частично можно использовать проекты 20 века.
Обитаемые подводные рагияаппараты - более сложные устройства и, конечно, их использование сопряжено с риском для жизни. На глубине два километра, уже недосягаемой для всех подводных лодок, давление за бортом в 200 атмосфер с усилием в 100 тонн пытается «вдавить» иллюминатор прямо в лицо оператора. Для таких условий канадская фирма «Хайко» в 20 веке осуществила проект [2]. Были разработаны и построены два аппарата «Пайсис», которые были оснащены оборудованием и названы подводным научно-техническим комплексом. Его оборудовали автоматизированной системой сбора данных. Показания датчиков глубины, солености, давления, температуры, скорости звука, содержания растворенного кислорода и скорости течения записывались на видеомагнитофон вместе с изображением. После сбора данных информация с видеолент обрабатывалась ЭВМ и выдавалась в виде графиков, готовых для работы. Аппарат имеет систему навигации, которая по экрану позволяет наблюдать траекторию его движения и направление к объекту, к которому он должен двигаться. Фотокамеры способны выполнять уникальные съемки окружающей подводной панорамы. Тяжелый манипулятор «Пайсиса» может брать до тонны весом образцы грунта. Его клешня при необходимости отстыковывается и вместе с образцом поднимается лебедкой на палубу сопровождающего корабля. Проект высоко был оценен специалистами своего времени.
О
возможностях подводных лодок и
рагияаппаратов
О возможностях известных боевых подводных лодок и исследовательских аппаратов, читатель может познакомиться в дальнейшем на страницах сайта Интернет-НИИ "Рагиянавтика". Первое же представление о пройденном пути и достижениях в этом направлении, можно получить из краткого анализа представленных ниже диаграмм о росте характеристик подводных лодок и аппаратов за предыдущие два века. Диаграммы построены по данным, приведенным в электронной энциклопедии вооружений «Подводные лодки мира». В таблице диаграмм включены характеристики более 30-ти избранных подводных лодок и аппаратов.
Диаграммы позволяют провести ретроспективный анализ роста характеристик подводных лодок и глубоководных аппаратов, а также оценку возможности их соперничества с перспективными характеристиками глубоководных аппаратов рагиянавтики, путешествующих в океанах, благодаря энергии океанских течений. Приведем лишь некоторые факты этого анализа.
Из диаграмм видно, что подводные лодки, в основном, «освоили» лишь поверхностный слой океана. Только отдельные подводные лодки и глубоководные аппараты «освоили» глубину свыше 350 метров. Продвижение в глубину океана подводных лодок за 200 лет осуществлялось со скоростью (1-2) метра в год. За подобными фактами скрываются фундаментальные проблемы, без решения которых дальнейшее совершенствование подводных аппаратов невозможно. Важно помнить, что многие океанские течения проникают в более глубокие слои океана. Рагияаппараты, созданные для таких океанских течений, будут иметь определенные преимущества в «поединках» с существующими подводными лодками, находясь всегда у них «под брюхом».
Скорость движения и водоизмещение подводных лодок достигли своих пределов. Прирост скорости подводных лодок за 20 век составлял около 10% узла в год, что сравнимо со скоростью движения улитки в аквариуме.
Мощность силовых установок подводных лодок находилась в пределах (103 - 104) л.с. Только у отдельных судов эта мощность превышала 104 л.с. Например, у атомного подводного крейсера «Проект-94» СССР, представленного на рисунке, она равна 105 л.с.[1]. Мощность у рагияаппарата с неограниченно наращиваемыми блоками с концентраторами энергии океанского течения, теоретически не имеет ограничений. Благодаря этому такие рагияаппараты способны осуществлять транспортировку айсбергов и искусственных островов.
Известно, что с повышением мощности силовых установок и скорости движения подводных лодок повышается уровень их демаскирующих шумов. Подводные рагияаппараты, в этом отношении, проигрывая в скорости, будут иметь преимущество, поскольку их движение в океанских течениях не будет вызывать сильных завихрений жидкости вокруг конструкций рагиядвижителя.
Прирост численности экипажа подводных лодок за рассматриваемый период равнялась, в среднем, 1-2 человека в год. Таким образом, возможности дальнейшего повышения характеристик существующих подводных лодок и аппаратов весьма ограничены и связаны с огромными конструктивно-технологическими проблемами: чем больше глубина погружения, тем меньше численность экипажа и технических средств можно разместить на подводной лодке, тем меньше её боевая эффективность. Вопрос о стоимости разработки, испытаний и эксплуатации современных подводных лодок заслуживает особого рассмотрения.
Есть все основания считать, что во многих «поединках» с современными подводными лодками более «дешевые» и «умные» рагияаппараты способны стать победителями на просторах океанских "рек" мирового океана. Однако реализация соответствующих проектов и планов рагиянавтики, представленных по адресу htm , требует проведения концентрированных фундаментальных и прикладных исследований, о которых говорилось во введении к данной статье.
Список источников информации:
1. Электронная Энциклопедия Вооружений. Подводные Лодки Мира.
2. Журнал «Знание-сила», Будущее за глубоководными аппаратами, №1, 1980 г., с.12. 3.
Интернет-НИИ «Рагиянавтика», Проекты, статьи, изобретения, 2003-2004 г.г. htm |
|
4. Международная классификация изобретений, Раздел G, Физика, ВНИИПТ, М., 1990 г. с.3.
© В.А. Агарёв,
2005
Для приобретения первого в мире
сборника «Рагиянавтика-наука 21 века»
необходимо сделать заказ по адресу:
mailto:agarev2@mail.ru
В заказе указать: 1. ФИО или организацию. 2.
Почтовый адрес с индексом. 3. Телефон для подтверждения заказа.
Диск
высылается наложенным платежом на Ваше почтовое отделение.