ИНТЕРНЕТ- НИИ «РАГИЯНАВТИКА» mailto:agarev2@mail.ru
Очевидные
и невероятные ЗАДАЧИ РАГИЯНАВТИКИ htm
Задача 1. О торможении и силах, действующих на айсберг при
транспортировке htm
Задача 2. О принципе
Ферма (принцип минимального времени распространения света)
в
системах навигации и управления
движением рагиядвижителя и айсберга htm
Задача 3. О маршрутах транспортировки
айсбергов в мировом океане htm
Задача 4. Способ разработки айсберга для транспортировки его
продукции htm
Задача 5. О Принципе
использования в океане гидростатического
давления и
других
видов энергии для силовых устройств объектов рагиянавтики.
Агарёв В.А., к.т. н., академик УАОИ, чл. корр. МСАН
Все что создано вчера, было кем-то
изобретено.
Все что создается сегодня, было чьей-то
мечтой.
Все что будет завтра,
рождается наукой сегодня.
Без науки, мечты и изобретений, не
поможет и бог.
Введение
Мысли плавать, перевозить и работать с грузами под водой
владели человеком с древнейших времен. Особенно желал он этого во время войн,
когда была острая потребность скрытно под водой приблизиться к противнику и
уничтожить его. В мирное время также находится
множество проблем, разрешению которых во многом бы способствовали
подводные средства, управляемые человеком. Для достижения таких целей появились
первые и последующие подводные устройства, сооружения и подводные лодки. Но кто
создавал это и кто был первым?
В 1718 г. русский крестьянин-плотник Ефим Никонов в
письме Петру 1 убеждает царя в полезности «потаенного судна», которое,
незаметно подойдя к вражеским кораблям,
«из снаряду может разбивать» их подводную часть. В 1720 г. Петр 1 посылает к Ефиму Никонову штат мастеровых
людей и необходимые материалы. В 1721 г. модель подводной лодки была испытана с
хорошими результатами. После смерти Петра 1, образец лодки при испытаниях преследовали неудачи,
и интерес Адмиралтейства к изобретению
пропал.
Прошли десятилетия
до подводных лодок других изобретателей. Аварии и катастрофы
преследовали и их. Дело доходило до запрета работ. Спустя 145 лет в Петербурге
инженер И.Ф. Александровский создал подводную лодку с достаточной плавучестью,
но не боеспособной. Прошло еще четверть века и теперь уже американец Дж.
Голланд создает боевое подводное судно, вобравшее в себя все достижения
техники. После многих доработок судно имело скорость - 8,5 узлов. Идея создания
подводной лодки овладела умами инженеров и ученых во всем мире.
Из этого краткого обзора следует поучительный вывод:
1. Идеи, увлекающие мир, иногда приходят к патриотически-настроенным
крестьянам быстрее, чем к самодовольным и образованным лжеученым и чиновникам.
2. Изобретения высокого уровня порой требуют сотни лет. Их быстро можно
погубить или помешать родиться. Но когда
к изобретению применяется суворовский принцип, согласно которому «решение, не
очень верное в начале, при настойчивости, становится верным», то такие
изобретения рождаются вопреки всему и быстрее чем у других.
3. Больше трех столетий продолжается штурм глубин мирового океана подводными
аппаратами. Пионерский вклад в осуществление этой идеи, сделали русский плотник
Ефим Никонов и Петр1-император России. «Все остальные, как сказал бы сейчас маршал
Советского Союза Жуков, служили передаточными звеньями и не всегда на пользу
Родине».
Постановка задачи.
Среди изобретательских задач технической океанологии и рагиянавтики имеется
область, связанная с устройствами и способами, назначение которых
предусматривает выполнение различных видов работ в условиях глубоководного
внешнего давления. К этой области относятся проекты, связанные с разработкой
полезных ископаемых на дне океана с использованием подводных аппаратов и
роботов различного назначения, в том числе при аварийно- спасательных и
экологических работах.
Известны такие силовые устройства
как грейферы, специальные ковши которых должны иметь мощные раздвижные
«челюсти» для захвата и подъема крупных «порций» полезных ископаемых из
россыпей с поверхности дна океана. Для перспективных подводных объектов,
оснащенных такими «челюстями», в принципе, по силам будет «остановить любого
нарушителя» во время охраны морских границ или спасти какой-либо объект в
океане по сигналу «SOS». Это могут быть терпящие бедствие плывущие или
неподвижно лежащие на дне океана подводные лодки или корабли. Многое зависит от
назначения, размеров и энергетических характеристик будущих объектов
рагиянавтики, а также от размеров и мощности раздвижных «челюстей» подводных
«монстров». При рассмотрении и решении подобных задач возникает один из главных
вопросов. Где взять и каким образом использовать энергию для силовых устройств
и механизмов?
Решение задачи. В одном из проектов мирного характера, разработанного
ещё до разрушения СССР, использовалась идея, согласно которой энергия к
грейферу, а точнее к её раздвижным створкам ковша, подавалась не сверху, с
плавающего судна, как это делалось раньше, а бралась природная энергия прямо на
дне океана [1]. Одним из таких источников энергии в океане, который
использовался в проекте, являлось гидростатическое давление. Этой
неисчерпаемой, экологически чистой и бесплатной энергией, обладает вся морской
вода под поверхностью океана. Забортная морская вода способна самопроизвольно,
под действием окружающего гидростатического давления, поступать через клапан в
гидроцилиндр и, оказывая огромное давление на поршень, сжать «челюсти» ковша и
захватить порцию руды. После подъема ковша с рудой на поверхность океана, с
целью раскрытия створок, в гидроцилиндре открывают клапаны для впуска сжатого
воздуха с одной стороны поршня и выпуска морской воды с другой стороны поршня.
Сжатый воздух, воздействуя на поршень, раскрывает створки ковша до их исходного
положения, так как внешнее гидростатическое давление уже не оказывает
сопротивления движению поршня. После этого цикла грейфер с раскрытой «пастью»
вновь опускается на дно океана за очередной порцией руды. Такой принцип
действия силового устройства для подводных механизмов может быть эффективно
использован в большей части глубины мирового океана.
Как известно, гидростатическое
давление воды возрастает с погружением на каждые десять метров примерно на одну
атмосферу. На глубине 110 метров, на которой затонул атомный крейсер «Курск»,
гидростатическое давление составляет всего 11 атмосфер. К сожалению, при
спасении моряков, и с этими атмосферами не удалось справиться «современной»
технике и специалистам. На глубинах же (5000 -10000) метров гидростатическое
давление, соответственно, будет равно в пределах (500 -1000) атмосфер [2].
Рассматривая диапазон
возможностей рассмотренного принципа действия и силового устройства
применительно к условиям рагияаппаратов, необходимо учитывать диапазон забортного
гидростатического давления для конкретных течений мирового океана, а при
разработке конструкторских решений в силовых устройствах важно обеспечить,
чтобы гидростатическое давление в гидроцилиндре, осуществляющее сжатие
«челюстей» силового механизма, в необходимом месте, достаточно превышало
давление энергии от другого источника, используемого для раскрытия «челюстей».
Соблюдая это принципиальное условие и используя другие виды энергии, можно
разрабатывать различные по назначению и возможностям силовые механизмы и
устройства для глубоководных аппаратов с «гибкой» по глубине и времени
циклограммой работы. Например, вместо энергии сжатого воздуха, как было указано
в проекте, можно использовать энергии механических или электромагнитных пружин,
а также «пружин» на основе других видов энергии.
Для обеспечения электроэнергией
глубоководных роботов и их силовых устройств при выполнении работ в местах,
омываемых географическими течениями мирового океанского конвейера, возможно
создание и использование бортовых рагиятурбин и генераторов, преобразующих
кинетическую энергию течений в энергию электрическую [3]. Только некоторая
часть из известных видов энергий в океане и возможные варианты их
«комплексирования» и взаимодействия с другими видами энергии, при создании
объектов рагиянавтики, показаны в таблице.
Анализ таблицы показывает.
Предлагаемый принцип использования энергии гидростатического давления в океане
совместно с другими источниками энергии, после их преобразований, может служить
основой при изобретении глубоководных рагияаппаратов и для разработки более
полной классификации силовых устройств на новых физических принципах действия.
Заключение
Первые глубоководные
рагияаппараты и роботы с силовыми устройствами, разработанных с учетом
вариантов, представленных в классификации, будут способны выполнять современные
и перспективные требования, предъявляемые для широкого круга подвижных и
неподвижных морских объектов, находящихся как на дне океана так и на его поверхности.
Читателям предлагается дополнить разработанные в
Интернет-НИИ «Рагиянавтика» классификации различных объектов рагиянавтики и их
основных устройств, а также интересные задачи и их решения. Желательно, чтобы при реализации предлагаемых решений был достаточен
существующий научно-технический уровень. Все дельные предложения, направленные
на развитие науки рагиянавтики, будут опубликованы на сайте Интернет-НИИ с
сохранением авторства.
Список использованных первоисточников:
1. «Знание-сила» 11/1982. Двигатель-море.
2. Донат Наумов. Завоевание глубины, «Мир Океана», М. «Молодая гвардия»,
1983.
3. Агарёв В.А. Статьи и проекты Интернет-НИИ «Рагиянавтика», 2003-2005
http://www.ragianavtika.narod.ru/default.htm
© В.А. Агарёв, 2005
.
Доброго вам здоровья и успехов, читатель!
Все ваши предложения и замечания с
благодарностью будут приняты.
Приглашаем к сотрудничеству! htm
Для приобретения сборника «Рагиянавтика-наука 21 века»
необходим заказ: mailto:agarev2@mail.ru
В заказе указать: 1.
ФИО или организацию. 2. Почтовый адрес с индексом.
3. Телефон для подтверждения заказа.
Диск высылается наложенным платежом на почтовое
отделение.
С кратким содержанием сборника можно познакомится
по адресу: htm